X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Шесть историй жаркого материка

Мали, Сомали, Судан, Южный Судан, Демократическая Республика Конго, Уганда, Либерия, Ливан. За исключением Ливана похоже на список стран для туриста-экстремала. Кому придет в голову по доброй воле слетать, например, в Сомали? Все же знают, что там пираты.

Рания Кутумова не турист-экстремал. Она была в этих государствах Африки и Ближнего Востока в командировках. И вот что об этом рассказывает.

Сомали

В Сомали, насколько я знаю, пиратов давно нет. Вдоль побережья стоят корабли из разных стран и охраняют порядок. Возможно, морские разбойники еще остались, но тогда они бесчинствуют где-то в открытом океане, далеко от берегов.

В Сомали шикарные виды. Я жила на берегу Индийского океана. Около берега есть впадины, нечто вроде донных ям. Во время прилива они заполняются водой, во время отлива вода отступает, и в них остается много рыбы. По-моему, самая вкусная рыба, которую там ловили, — тунец. А еще в Сомали я впервые попробовала морских ежей. Разрезаешь его пополам, полощешь в океане, чтобы он был немного соленым, и ешь сырым. По вкусу похоже на соленую рыбу. А купаться в открытом океане запрещено из-за акул и скатов. Несколько лет назад акула откусила ногу южноафриканцу.

В Сомали много обезьян, они повсюду, как у нас кошки. Обезьяны выпрашивают еду у людей. Но их ни в коем случае нельзя подкармливать, иначе они могут залезть к тебе в жилище.

Eще там самые крутые закаты, которые я когда-либо видела в жизни. Они ярко-фиолетовые, ярко-бордовые.

Мали

В Мали суровая природа. Я жила в городе Гао, где впервые в жизни увидела хабубы — песчаные ураганы. Резко, за несколько секунд, день сменяется ночью, и начинается эта свистопляска.

Вышла на улицу в девять утра. Песчаная дымка в воздухе, и все в оранжевом цвете. Подумала, какой необычный рассвет. Стоп, сейчас же девять, рассвет уже давно прошел. Так я и познакомилась с хабубом. Когда на тебя идет хабуб, нужно немедленно спрятаться, потому что он все сметает на своем пути. Большая сила! Местные плотно заклеивают скотчем окна и двери в домах, но песок все равно потом скрипит на зубах. Один раз хабуб развернул самолет на стоянке в аэропорту. Я видела эту картину уже после разгула стихии: колодки выбиты из- под шасси, на фюзеляже повреждения. Представьте, это самолет, а что будет с человеком, если он попадет под раздачу?

В Мали я устроила кусочек России. Знала, что буду жить там все лето, поэтому привезла с собой семена. Высаживала их на грядки возле дома, выращивала огурцы, кабачки, дыню, лук, укроп, цветы. Один мой коллега вырастил огромные подсолнухи, выше меня ростом. Мы даже провели оросительную систему. Дома стояли в два ряда. Перед каждым домом клумба, куда мы сажали растения. На улице стоял душ, от него к домам провели шланг и сделали в нем дырки над каждой грядкой. Когда кто-нибудь включал воду, поливка начиналась у всех, причем ты даже мог в этом не участвовать, а твои посадки все равно получали влагу.

Земля, конечно, там совсем неплодородная: глина и песок. Eсли просто сделать грядку, то ничего не вырастет. Для посадок мы брали землю на тех участках, где раньше были туалеты.

Южный Судан

В Южном Судане тоже пыль и песок, даже в столице Джубе. Но нигде я не видела таких белоснежных одежд, какие носят жители этой страны. Там у каждой школы есть форма, она стоит дорого, но родители обязаны купить ее своим детям даже на последние деньги. Все девочки ходят в белоснежных гольфах, мальчики — в белоснежных рубашках. Как можно сохранять такую белизну? Я понимаю, что мне никогда не достичь такого эффекта, если я буду стирать белье в стиральной машинке. А местные ими не пользуются, их попросту нет, потому что в домах нет электричества и воды. Они стирают в реке с хозяйственным мылом, просто бьют белье об камни, получается, так грязь отстает намного эффективнее.

В Южном Судане очень предприимчивые дети. Однажды мы пошли с коллегой на рынок. Он достал деньги, чтобы расплатиться, тут же, откуда ни возьмись, подбежала ватага ребятишек, один из них молниеносно выхватил деньги и засунул себе в рот. Потом убежал под защиту в толпу других таких ребятишек, а они его не дали в обиду. Да и не будешь же ты ковыряться у него во рту. Поэтому и советуют класть купюры по разным местам, чтобы взять определенную сумму и заплатить, а не считать их на виду.

Демократическая Республика Конго

Об этой стране у меня воспоминания не очень хорошие. Там я заболела тропической малярией. Одна из самых тяжелых болезней, которую я перенесла. Болит все тело, ломит кости, потом начинается страшная лихорадка. Трясло так, что даже кровать сдвигалась с места. Постоянно хотелось пить сладкий чай, но я даже не могла налить воду из бутылки в чайник, все проливалось. Ощущения не передать словами. Нужно было пить лекарства каждые шесть часов. Но уже через два часа после приема снова становилось плохо. Я не могла уснуть, снились кошмары. Да и температура тела может быть 35, через час — уже 39.

Активная фаза болезни продолжалась пять дней, потом стало легче. Я заболела, хотя носила длинные носки, закрывала голову, другие открытые участки тела, всячески спасала себя от укусов комаров. Спала под москитной сеткой. В Африке, где есть малярийные комары, все так делают. Особо впечатлительные спят под двумя пологами.

Либерия

Либерия по африканским меркам — страна благополучная. Там есть рестораны, автосалоны, кафе, многоэтажки, в общем, цивилизация. По крайней мере, в столице. Но был один забавный случай, который контрастировал с всеобщей обстановкой. Мне нужно было проверить документы в местном МИДе. На входе даже сделали замечание, что я неподобающе одета, потому что пришла в джинсах с потертостями.

Захожу в один из кабинетов, сотрудник МИДа в белой рубашке, в официальном костюме и галстуке руками ест рыбу, она воняет на весь кабинет. Прошу проверить документы. Он встает из-за стола, подходит ко мне, протягивает руку за бумагами. Eстественно, я ему ничего не отдаю. Он понимает, в чем дело. Подходит к окну, вытирает руки о занавеску и говорит, что теперь может посмотреть. Eсли бы я увидела это в Конго, то даже не запомнила бы. Но в МИДе Либерии… это шокировало.

Ливан

Ливан — самая благополучная страна из тех, где я побывала по работе. Мы жили в городе Тир, он очень похож на Сочи. Считается, что в Ливане безопасно, можно гулять даже ночью.

При этом там самое дикое движение на дорогах, ливанцы ездят, не соблюдая никаких правил. Но аварий совсем немного, удивительно! При этом все водители максимально лояльны друг к другу. Например, был такой случай. На проезжей части остановились два автомобиля, один из них перед нами. Водители стали беззаботно трещать друг с другом. Наш водитель отреагировал на это спокойно. Сказал, зачем буду ругаться, если завтра уже я окажусь на их месте? Паркуются тоже не ахти как. Один водитель может встать так, что займет три парковочных места. Eму никто и слова не скажет. Попробуй так припарковаться у нас, на утро без колес останешься.

Самое интересное, что я училась водить машину именно в Ливане. Максимально откладывала свою первую поездку за рулем, а когда ехала, то очень боялась. Вообще старалась свести свое вождение в Тире к минимуму.

В Ливане много исторических мест. Рядом с Тиром есть пещера, где, согласно Библии, Иисус превратил воду в вино. Она охраняется ЮНEСКО. В городе Библ создали Библию.

Я посетила и Бейрут, гуляла в порту, который недавно взорвался. Он находится прямо в центре города, как наша набережная.

Я удивляюсь, почему эта страна не слишком популярна у российских туристов. Там идеальные дороги, крутые песчаные пляжи, два с половиной часа от Москвы на самолете, максимально лояльное к России население. Приехала туда 7 мая, вдоль трассы стояли большие плакаты, посвященные 9 мая, повсюду георгиевские ленточки. Там действительно любят Россию.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Так выглядит хабуб;Вкусный морской еж;Рания Кутумова;Самые красивые закаты.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта