Место для отживших вещей
Глубоких поклонов за день дачнику приходится класть немало, иногда и вовсе стоять на коленях. Экипировка должна выдерживать все эти перегрузки, а также перегрев на солнце и интенсивную солевую пропитку от пота. А еще надо следить за тем, чтобы в момент максимального усилия не лопнула резинка на штанах, не отскочила пуговица или не оборвалась лямка. Эффект в стиле ню, конечно, может никто и не увидеть (а жаль, правда?), но костюмчик придется поменять.
И такой «переодежды» у хорошего дачника — навалом. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Мало кто хранит дачный гардероб на плечиках, в лучшем случае, он стопочками разложен по стареньким тумбочкам и шкафчикам, а в худшем, который встречается чаще, свален горкой где-нибудь в углу на веранде. А что тут развешивать? Старые майки и футболки, вытянутые в коленках треники, ношенные-переношенные рубахи, свитера, давно потерявшие свой истинный размер и фактуру ткани?
Разноцветный и разношерстный микс в укромном уголке смотрится даже винтажно. И так считают не только дачники, выросшие по заветам советского прошлого. Антресоли, дачи и барахолка, цитируя марксистские формулировки, стали «тремя источниками и тремя составными частями», одного из самых востребованным дизайнерских западных брендов «Vetements». Витрины фирменных магазинов этого направления так и оформляют — сваливают в кучу разноцветное тряпье.
Историки моды утверждают, что первой волной интереса к винтажу и секонд-хенду мы обязаны хиппи — именно они в 1960-е начали одеваться в униформу периода Второй мировой войны, в списанные с армейских складов рубашки. Не по каким-то экономическим соображениям, а чисто по идеологическим — в качестве протеста против общества потребления. Вошедший тогда же в моду «granny style» («стиль бабушки») имел сходную природу. У советских же людей все было с точностью до наоборот. В старой, перешитой, перелицованной одежде ходило не одно поколение и, как сейчас говорят, не парилось, поскольку так до времен перестройки жили все, ничего другого большинство не видело. Вещи передавались от матери к дочери, от отца к сыну, применение находилось и тому, что хранилось в бабушкиных сундуках. Даже в популярных журналах мод рассказывали о том, как преобразить одежду, которая перестала нравиться. Но когда в начале 2000-х страна, наконец, познакомилась с товарным изобилием, на помойку полетели не только вещи, не соответствующие моделям из бутиков, но и винтажные, антикварные, за компанию причисленные к презираемому секонд-хенду, который воспринимался как признак низкого социального статуса и стесненного материального положения.
Только дача до сих пор остается тем нетронутым островком прошлого, в котором и встречали, и провожали по уму, по мастерству и уровню знаний, ценили за желание помочь ближнему. Идеализирую? Хорошо, джинсы с лейблом тоже ценились. Но не воспевались. Отголоском ушедших почти коммунистических времен является традиция, до сих пор принятая в дачных обществах — отдавать бесплатно соседям хорошие вещи, из которых, например, выросли дети. И поток этих вещей на дачу бесконечен. Из города сюда перекочевывает все, что там уже никак не смотрится и не пригождается, а выбрасывать жалко. Дизайнеры бренды «Vetements», наверное, ахнули бы, увидев, например, мой комбинезон из какой-то легкой джинсово-синей синтетической ткани, отделанный белым кантом. Ох, когда- то он был писком моды. Но остался неношеным. Так и лежит на даче. Вдруг пригодится. Может, дизайнеры ко мне заглянут. Продам недорого.