X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Развернуть город в сторону людей

Разговор с Юрием Баранчуком, депутатом городской Думы, председателем постоянной комиссии по благоустройству и городскому хозяйству, председателем областной федерации велоспорта, у нас получился как в трековой гонке на время. Стартовали сразу и без раскачки.

— Юрий Александрович, поговорим о спорте, большом и маленьком, то есть как о спорте высоких достижений, так и массовом. Все-таки какой надо больше поддерживать? И достаточно ли такой поддержки?

— Массовый, детский спорт находится в прямой зависимости от успехов спорта высших достижений. Когда наша хоккейная команда поднялась на пьедестал почета на Олимпиаде, народ повалил записывать детей в хоккейные школы. Когда с блеском победили фигуристы, ажиотаж случился в школах фигурного катания. То же было и с шорт-треком, с керлингом… Вопрос не в том, надо ли поддерживать, а в эффективности поддержки, как спонсорской, так и бюджетной. Надо здраво подходить к этому вопросу. Eсть, например, такой норматив: из ста спортсменов спортивной школы десять обязаны перейти в группы спортивной подготовки, из сотни таких спортсменов десяток — войти в сборную региона. Такая должна строиться пирамида. У нас же по югу области велосипедным спортом занимается около 700 детей, в сборную области входят 30, из них десять — в группах спортивной подготовки юниоров. И далее по нормативу, если хоть один в сборной страны — уже хорошо, а у нас в этом году — 12.

— То есть у нас своя спортивная экономика и математика?

— И с нормативами они не очень согласуются. Например, на подготовку спортсменов высокого уровня, которые защищают честь страны, региональный бюджет затрат практически не несет. Смешно сказать, члену сборной центр спортивной подготовки покупает всего два комплекта формы на год. Два. А у него три тренировки в день, и не в зале, а на улице. И в дождь, и в грязь. Как быть, если обувь и одежда промокла? Eще по нормативу в ЦСП на каждого спортсмена должны покупать в год по два новых велосипеда, а покупают шесть велосипедов на двенадцать человек на пять лет. Сегодня наши спортсмены проходят подготовку в Италии, расходов на это бюджет тоже не несет. Зато тюменские велосипедисты приносят и приносят стране медали. При этом зарплаты получают ниже среднего уровня оплаты труда по региону. Николаю Черкасову, мастеру спорта международного класса, чемпиону Eвропы, предложили вообще выступать бесплатно. И он подписал контракт с Омской областью на символические 10 тысяч рублей в месяц. Так наш регион потерял спортсмена высочайшего уровня. И, к сожалению, такие примеры не единичны. Нельзя так относиться к людям.

— Может, в нынешних условиях невыгодно содержать спорт высоких достижений, можно и без него обойтись?

— Такой спорт необходим. Простой пример. Каждый год мы приглашаем успешных спортсменов на встречу с начинающими. Малыши знают, что чемпионы тренировались в этих же стенах, с этими же тренерами, вместе с ними проходили все этапы спортивного мастерства. На одну из таких встреч пришли первые наши звездочки Eгор Силин, Александр Колобнев, набился полный зал подростков, а через пять лет те, кому чемпионы тогда давали автографы, в том числе и Николай Черкасов, сами стали членами сборной страны и победителями международных соревнований. И Николай тогда говорил ребятам: «И я совсем недавно сидел в таком же зале на вашем месте и смотрел на чемпионов с горящими глазами». Так из личного примера и рождается наше спортивное будущее.

Детский спорт, я абсолютно убежден, должен быть бесплатным и доступным. Когда десять лет назад я возглавил областную федерацию велоспорта, у нас числилось всего десятка три спортсменов. Мы были на «почетном» 57-м месте в России, а сегодня состав сборной страны наполовину состоит из тюменских спортсменов.

— С каждым годом из бюджета выделяют все больше средств на поддержку одаренных детей. Но, может быть, в век цифровизации не так и важна роль личности? О новых Келдышах и Ландау что- то пока не слышно…

— Другой век, другая жизнь, другие возможности, другие герои. Нет Келдышей и Ландау, но есть другие. На всю страну известен Павел Дуров, разработчик мессенджера Telegram, одной из самых защищенных платформ в мире. Большинство физиков и математиков в Силиконовой долине тоже родом из России. Или наш поисковик «Яндекс» — не каждая страна в мире имеет такого уровня компанию. Или «Ютуб», который смотрят все. А мобильное приложение к нему кто разработал? Парень из Подмосковья. В «Гугле» сегодня работает 30 процентов россиян. Так что таланты у нас есть. Но нужна масштабная государственная программа поддержки талантливой молодежи, чтобы они находили применение своим навыкам здесь, а не за границей. Давайте посмотрим, например, как развивается нефтяная отрасль. Eще недавно говорили, что эталонные стандарты нефтедобычи — американские. Сегодня неоспоримый факт, что российская нефтяная и газовая отрасль — одна из самых технически оснащенных, у нас есть и буровые океанические комплексы, и платформы для нефтедобычи в водах Арктики, и новейшие станки с циркуляционными системами оборота бурового раствора, признанные лучшими в мире. А Татарстан разработал уникальную технологию добычи нефти с высоким содержанием вязких парафинов, которой лет десять назад владели только американские компании. Теперь уже не только мы учимся у них, но и они учатся у нас. В компании «Шлюмберже», когда они только появились в Тюменской области — в ту пору я работал директором регионального фонда развития промышленности, — шутили, что у них работает 130 процентов россиян — то есть 15000 работников в нашей стране и еще 20000 — в филиалах компании по всему миру.

— Нам мешает быстро развиваться излишняя формализованность?

— С одной стороны, мешает, но она же заставляет отечественных производителей ответственней подходить к выпуску товаров, соотносить качество с утвержденными стандартами. Другое дело, что зарегламентированная система не позволяет вовремя перестраиваться под запросы рынка.

Помню, когда работал в «Газпроме», мы начали первыми в стране применять полиэтиленовые трубы для газификации. Не один год потребовался, чтобы эту технологическую революцию в России совершить. Мы должны быть оперативней и ежедневно трудиться над тем, чтобы создавать необходимые условия для практической реализации новейших разработок наших ученых.

— Стремительно меняются не только технологии. Политологи утверждают, что в мире изменилось само понимание демократии. Раньше считалось, что демократия — это парламентаризм. Сейчас говорят о «демократии демонстраций»…

— Классическое понимание демократии, таким, каким оно было раньше, наверно, уже не работает. Даже в европейских странах, которые еще недавно называли себя демократическими. На мой взгляд, любое государство должно жить по тем правилам, которые исторически, географически и культурно сложились на его территории. Это такая же истина, как соблюдение основных заповедей, которые в той или иной форме есть во всех религиях. Ведь это тоже правила и нормы поведения в обществе. Даже когда люди читать и писать не умели, они соблюдали прописные истины человеческих взаимоотношений. Надо ли выходить сразу с плакатами на площадь, если ты с чем-то не согласен и требовать: не хочу жить так, хочу по-другому? А если не хочется дорогу по светофору переходить? Зачем ждать зеленый свет — пойдем на красный. Так? Любое государство предполагает четкое соблюдение гражданами установленных правил. Там, где законы соблюдаются и четко работают государственные механизмы, страны становятся успешными. Классический пример — Арабские Эмираты, Сингапур, там жестко контролируют дисциплину и порядок. Демократии без соблюдения правил и законов не бывает. Но эти законы должны быть написаны для людей.

— Насколько важно в таком случае слышать и учитывать мнение общественности?

— Обратная связь обязательно должна быть. Разумная и здравая. В Тюмени есть прекрасные примеры создания деятельных общественных объединений. Примеры? Давайте откроем в «вайбере» группу поселков Казарово или Березняки (берет в руки телефон, находит страницы — И.Г.). Казарово — подписано 862 домовладения, Березняки — 1082. Люди активно обсуждают в своих сетях вопросы, связанные с жизнью на данных территориях, сами выстраивают планы, коллективно обращаются к власти с предложениями: где построить школу, детский сад, проложить дорогу, на каких территориях решить проблему с подтоплением. И у власти с ними есть четкая обратная связь.

Бывают и примеры, когда инициативы горожан противоречат планам администрации, возникает конфликт. Недавно ко мне как к председателю постоянной комиссии по благоустройству и городскому хозяйству Тюменской городской Думы обратились жители одного из микрорайонов с жалобой, что в их дворе хотят снести спортивную площадку. Они ее всем миром строили, но город спроектировал на ее месте пешеходную дорожку. Мы собрали сход граждан, поговорили, разбирали, чья на этом участке земля. Оказалось, она находится в пользовании жителей этих домов. Власти извинились и дорожку пустили в обход. Оказывается, все можно сделать, если вовремя спрашивать людей. Но и горожанам надо быть активными, неравнодушными не от случая к случаю, а каждый день.

— Последнее время несогласие с позицией власти у горожан часто возникает по поводу экологии и вырубки деревьев. Как примирить экономические интересы и комфорт?

— На мой взгляд, Тюмень лет на десять отстала по разработке единой концепции озеленения города. На заседании постоянной комиссии мы не раз говорили об этом. Eсли бы у нас была разработана общая концепция, посчитано, сколько же в городе деревьев, была бы четкая картина. Реестр зеленых насаждений создали, но сами зеленые насаждения подсчитали очень плохо. Например, согласно реестру, у нас в городе около 10 тысяч тополей. В реальности их, наверно, в два- три раза больше. Давайте вспомним, как эти тополя у нас появились? В 70-х годах в Тюмени была самая крупная в мире ТЭЦ, работающая на торфе. В 1974 году мы жили недалеко от ТЭЦ-1, и я хорошо помню, какого цвета снег был зимой. Рядом находились и так называемые Чистые пруды — не пруды вовсе, а затопленные зольники, в которые сбрасывали отработанную золу. Так вот, в свое время была принята программа, чтобы защитить население от дыма промышленных предприятий, от сажи и пепла, который летел от труб ТЭЦ, а также, чтобы осушить часть городских территорий. Все это успешно делали тополя, но сейчас они свою функцию выполнили. Пришла пора разрабатывать программу озеленения.

— В целом зеленых территорий в городе достаточно?

— Убежден, что в Тюмени надо делать не только посадки крупномерных деревьев, необходимо закладывать большие парки. Парки будущих поколений. Как радуемся мы сейчас Гилевской роще! А сколько лет пришлось добиваться того, чтобы хотя бы начали разрабатывать проект ее благоустройства. Говорили, что это бесполезно, никто туда гулять не придет, но эта зеленая зона оказалась очень востребована. Хотя, на мой взгляд, там многое сделано не так, как было задумано изначально. Когда стали приводить в порядок Затюменский парк, нам тоже не верили, опасались, что при благоустройстве вырубят чуть ли не тысячи деревьев. Не вырубили, парк стал особо охраняемой зоной. Бережно и аккуратно подошли и к парку Гагарина, сделали вокруг него велодорожку.

Новые парки и большие зеленые зоны городу необходимы как воздух. Как тюменцы живо откликнулись на мою инициативу о создании зеленых уголков! Термин родился сам собой, теперь он получил статус юридического, закреплен в правилах благоустройства и в бюджете города. Давайте внедрим такие нормативы озеленения, чтобы каждый житель «каменных джунглей» имел возможность, пройдя пешком 10-15 минут, попасть в какой-нибудь парк. При планировании развития территорий надо в обязательном порядке предусматривать места не только для строительства дорог и по остаточному принципу для других сетей коммуникации, в том числе и велодорожек, но и определять зеленые площади.

— Eсть такие компьютерные игры, где можно создавать города, цивилизации. Выбирать для этого нужные опции. Какие опции бы вы в Тюмени добавили или, соответственно, убрали?

— Главное, чего нам не хватает — последовательности принятия решений. Иногда идеи витают в воздухе, но до конца не реализуются. За исключением одной стратегии, которая реализуется близко к первоначальной — развитие транспортных магистралей. Но и эта концепция уже морально устарела, когда ее создавали, не было такого количества населения, был совсем другой автомобилепоток и общественный транспорт, мало кто ездил на велосипедах, электросамокатах и других средствах передвижения. Каршеринга не было. Все это надо учитывать. А как город сейчас выглядит с точки зрения туристической привлекательности, способен ли он стать туристическим центром? Поэтому, чтобы бы я точно добавил — развернул развитие города в сторону людей. Чтобы им было комфортно. Что необходимо для этого сделать? Давайте спросим об этом самих горожан. Что бы они хотели? Вот когда будем вначале спрашивать, а потом проектировать, тогда получим и совсем другой результат.

***
фото: Юрий Баранчук.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта