Слушайте своего ребенка
— Говорят, конечно, что читать ребенку следует уже тогда, когда он в утробе матери, но я таким не занималась, мои бандиты слушали Linkin Park и Курта Кобейна, — признается Светлана Драчева.
«Мои бандиты» — это, конечно же, смешно: сыновьям Светланы Олеговны всего два с половиной года. Но поскольку им повезло иметь маму-филолога, да к тому же кандидата наук (Драчева работает доцентом на кафедре русской литературы ТюмГУ), я думаю, они уже умеют читать.
— Я им, конечно же, читаю. Вообще я еще до рождения детей приняла такое принципиальное решение, что в доме не будет телевизора, до сих пор этот принцип соблюдается.
— Получается, что дети не смотрят мультики?
— Нет, они смотрят их, просто с определенным ограничением. То есть если они смотрят, то это только выходные дни и недолго. Ну и могут им еще в садике показывать мультики, но там, если смотреть по репертуару, это в основном старые советские фильмы и мультики. Eсть, конечно, и мультсериалы, которые они сами себе выбрали и смотрят, это проклятье всех современных родителей — «Маша и медведь», четыре машинки, синий трактор.
— А что у вас в книжном репертуаре?
— Мы начинали с достаточно традиционных подборок, которые продаются в любом книжном магазине. И в основном все это строится по схожему виду, то есть это произведения устного народного творчества, такие известные жанры, как потешки, пестушки из серии «сорока-ворона кашу варила», «кисонька- мурлысонька, где была — на мельнице». Потом это еще стихотворения из первого цикла Агнии Барто — «Игрушки», «Бычок», «Мишка», «Зайка». Жуковский тоже: «Котик и козлик», «Мальчик с пальчик». Но по личному опыту могу сказать, что многим больше нравятся произведения более активные, они очень хорошо реагируют на звонкие звуки. Это характерно в целом для детей, они больше реагируют на мелодику поэтического произведения, поэтому поначалу хорошо заходят произведения не столько со смыслом, сколько с определенным набором звуков, то есть такие, как «а», «о», «р». Очень хорошо сделано в этом плане стихотворение «Поиграем?!» Ирины Токмаковой. У моих оно было одним из самых любимых, дети ведь очень любят повторения и иногда за вечер приходилось раз десять это стихотворение читать.
— А ребенку интересна сама книга как объект?
— Да, но ему интересны по большей части картинки. То есть даже выбор любимого стихотворения зачастую будет зависеть от сопровождающей его картинки. У нас есть одно и то же стихотворение в разных книгах, в одной рисунок более богатый, то есть там есть что рассматривать, рисунок связан со смысловым наполнением стиха, там отражены основные объекты, а во второй книге просто мальчик на лошадке, и это уже неинтересно. Рисунок должен быть привязан к тексту и его наполнению. И я заметила, что детям нравятся не эти суперкомпьютерные реалистичные иллюстрации, а такие, где видно, что работал художник, такие карандашные, где, может, не соблюдены пропорции. Это позволяет также развивать фантазию.
— А есть ли у маленьких детей предпочтения именно текстовые?
— Да, у моих всегда стабильно вызывают интерес стихотворения про «кис», потому что у нас в доме есть коты. Дети воспринимают их как такие теплые, ласковые и мягкие подушечки и запоминают такие звуковые сочетания, как «кис» и «мур», поэтому рады услышать их в произведении. Это в целом характерно для детского возраста, и если вспомнить произведения материнского фольклора, там тоже сплошь и рядом персонажи, которых ребенок видит вокруг себя.
— А когда начинается осмысленное чтение, интерес к книге?
— У нас началось месяцев с восьми, им нравилось смотреть картинки, слушать. Сейчас уже на постоянной основе чтение перед сном, дети сами просят. Могу даже наблюдать на своих сыновьях, что все идет как в классическом учебнике детской литературы, где описываются различные читательские группы и особенность того, как стоит детям читать литературу, какие книжки выбирать. То есть, например, то, что на первом этапе — до года, до полутора лет, — это короткие поэтические произведения в большей степени, здесь большое значение в первую очередь имеет фонетический ряд. Причем важно обращать внимание и на настроение ребенка, например, днем стоит читать произведения с яркими, звонкими звуками, а вечером уже с убаюкивающими, спокойными, такими как «с», «ш». А вот в районе двух лет уже можно начинать читать прозаические произведения, они более сложные для восприятия, здесь нет такого ритма. Многие говорят, что знакомство с прозой стоит начинать с типовых сказок, на которых все мы выросли, — «Репка», «Курочка ряба», «Колобок». Здесь нужно каждому родителю разбираться в предпочтениях своих детей самостоятельно. Моим сказки не понравились, зато пришлась по душе книга «Это грузовик, а это прицеп» Анастасии Орловой, она еще отлично работает как речевая развивайка. Там очень много повторяющихся звуков: «плюх», «бабах», «кап-кап», и это рождает первые осмысленные звукоподражания. Это очень классный детский автор, Анастасия как раз специализируется на малышовой литературе, она еще, будучи маленькой, писала для «Мурзилки».
— А много ли хороших малышовых авторов?
— Тут существует большая проблема, потому что основные тиражи, которые выпускаются, — это та детская литература, на которой было воспитано советское поколение. Книга — это же все равно бизнес, и когда встает вопрос, опубликовать малоизвестного детского писателя или уже проверенного, то издательство делает в выбор в пользу второго. Потому что родители, бабушки, дедушки ребенка придут в магазин, увидят писателя, которого они читали и который им нравился, и купят книгу. Но детям же интересно находить в книгах то, что им знакомо, это очень важно.
— А сказки, получается, им неинтересны?
— Интересны, но у моих мальчишек интерес этот появился сравнительно недавно. Это связано с тем, что примерно в этом возрасте появляется осознанный интерес к сюжету. Здесь уже можно читать, ориентируясь на какого-то персонажа, в этом плане могут очень помочь мультики. Потому что у ребенка, который смотрит мультик, появляется любимый персонаж, за которым он следит. Это же стимулирует интерес и к чтению. Например, мои сперва прямо сами книжку закрывали, но потом в диснеевском мультике про трех поросят одному из сыновей страшно понравился волк, и теперь мы все книжки читаем про волка. А второй сын говорит, что он кисонька, и просит читать про котов, приходится искать компромисс.
— Могут ли книги навредить малышу?
— Разумеется, но тут слишком громко сказано навредить. Например, нужно очень аккуратно подходить к выбору фантастических произведений, потому что они могут рождать в детях страхи, то есть, если раньше ребенок не боялся темноты, то теперь он представляет, что там стоит какой-нибудь Груффало.
— А полезны ли такие книжки-развивайки, где алфавит, счет и прочее?
— Да, но счет начинать лучше уже где-то с двух, двух с половиной лет, причем счет усваивается лучше, если ребенок может количество наглядно видеть. Здесь хороша книга Эвелины Дацюте «Слоны идут в гости», где у них случаются приключения, они кого-то теряют, и ребенок может буквально увидеть, что слонов стало меньше, и так начнет усваивать счет.
— А есть ли смысл во всяких книжках с озвучкой, в книжках для ванны?
— Это уже не совсем книжки, ребенок такую вещь воспринимает уже скорее как игрушку, а литературная составляющая становится ему неинтересна. Они полезны для развития моторики и всего такого.
— А как выбрать своему ребенку книгу в большом магазине, где куча вариантов?
— Нужно прислушиваться к своему ребенку, понимать, что ему нравится, ну и учитывать базовые возрастные особенности.