Главная болезнь виноградаря
Когда Олег Курдыбаха приезжает на выставки, его обычно спрашивают: «Вы из Крыма приехали?»
— Нет, из Патрушево.
— Это у нас растет?
— У нас.
— Не верю. Я один раз посадил, у меня все вымерзло — больше не занимаюсь этим.
Некоторые, пока не попробуют, думают, что грозди винограда, красиво развешенные в выставочной палатке, — пластиковые муляжи. А если и пробуют, то заключают: «Все равно обманываете — это не наш виноград».
Но виноград тюменский. Уже 16-й год Олег выращивает его на своих 15 сотках. Это не плантация: виноград в трех теплицах, особо морозостойкий — в грунте занимает в огороде около сотки. Хозяйством занимается практически в одиночку. Раньше виноградарство для него было увлечением, а в 2019 году на работе сократили — и хобби переросло в профессию. Продает саженцы, проводит занятия по виноградарству. Сейчас начинается сезон, когда можно объявлять набор курсов. Сотрудничает с тюменским отделением Союза садоводов России — на их базе читает лекции.
Рассказывать о винограде Курдыбаха может долго (есть у него восьмичасовой учебный курс). Сегодня в его арсенале — 73 сорта солнечной ягоды. Новый сорт в этом году — «галахад», в прошлом — «байконур», «велес», «золотце», «паранджа». Выписывает новые сорта и, когда ездит на юг, смотрит на виноградники и замечает какой-нибудь сорт, которого у него нет. Разговаривает с хозяином, берет черенки.
Виноградарь говорит, что приспособился к зоне рискованного земледелия, нашел методы посадки и выращивания винограда не сразу. Два первых года были провальными. Высаживал виноград, как обычные кустарники — малину, смородину, а тот вымерзал. Корневая система у винограда гораздо слабее самой лозы, почек. Поэтому на третий год Олег применил метод траншейной посадки — и начало все получаться. Траншейная — это когда выкапывается небольшая траншейка, корни винограда немного углубляются, и он так зимует. Когда начинаются морозы, а снега нет, то вот такое заглубление помогает выжить корням. Некоторые виноградари утепляют на зиму всю лозу — ставят короба. В теплице у Курдыбахи живут южные сорта, им нужно достаточно много тепла. Без этого они вырастут, но не созреют — уйдут зелеными под снег.
Прошедшее лето для винограда было подарком — столько солнца и жары. Eсли раньше виноград ели в начале сентября, то сейчас уже сняли весь урожай — не осталось. В октябре — сезон обрезки лозы, продажи черенков. Поступившие заказы почтой рассылает от Калининграда до Хабаровска. Возил саженцы в Германию, в США — на таможне спокойно пропускали.
Виноградарь делает вино, но для себя, не на продажу. Рассказывает, что первые хорошие нотки в вине появляются через год. Более старое продегустировать не удается: продукт неизбежно заканчивается.
В этом году экспериментировал с удобрениями и не увидел разницы с тем, что было в прошлые годы, когда не удобрял. Плод не больше, вкус не ярче, цвет не насыщеннее.
— Просто наша почва и так достаточно плодородна, — сделал вывод.
Огород у Олега так организован, что ряд — виноград, ряд — помидоры, рядом клубника. Грядки удобряются куриным пометом, перегноем. А у винограда корневая система расползается на шесть метров, и он питается соседними удобрениями. За день корневая система винограда увеличивается на один сантиметр, за год прирастает на полтора-два метра.
— Когда говорят, что виноград растить сложно, я отвечаю: вы помидоры высаживаете? Подрезаете их постоянно, пасынкуете, подвязываете? Вот и здесь то же самое!
Пасынкование отличается от помидорного тем, что прищипывание надо делать через три листочка. Куст формируется таким образом, чтобы каждая лоза была через 1520 сантиметров, не ближе, иначе будет сильное загущение. Основная лоза вытягивается, привязывается проволокой к шпалере, от нее идут боковые. Очень жалко удалять лишние лозы, но это необходимо. Многие сорта склонны к большой урожайности, приходится половину завязей удалять. Для многих виноградарей это болезненно, говорят, главная болезнь виноградаря — это жадность: жалко обрезать гроздь! Но если этого не сделать, то лоза будет потом год-два болеть, так что лучше лишить себя половины урожая, чем на следующий год не получить ничего.
Говорят, чем виноград суше, тем он вкуснее, слаще. Поэтому лозе в тюменской земле никакого полива не нужно. Дождей достаточно, в Тюмени высокие грунтовые воды. И даже в такое засушливое лето, как нынешнее, виноград не поливался. Некоторые сорта у нас страдают от переизбытка влаги: ягоды растрескиваются, начинают гнить. Так в дождливую осень урожай можно потерять, если не снять плоды вовремя, в сухую погоду.
Опрыскивание от болезней обязательно. В Тюмень многие болезни виноградников не могут доехать, здесь их единицы, но и одна может сгубить весь виноградник. Виноградных вредителей как таковых у нас тоже нет. Такие, как филлоксера, цикада, листовой клещ, живут только на юге. Здесь они не могут перезимовать. Филлоксера не любит влагу, она зимует в почве и в наших холодах просто не выживет. В Eвропе и Америке она полностью губит виноградники, бороться с ней бесполезно. Виноград — любимое лакомство ос: надкусывают шкурку и съедают ягоду изнутри.
Спрашиваю у Олега, почему выбрал именно виноград? Оказывается, жил в Средней Азии, на Украине. Отец занимался промышленным виноградарством. Там «камазами» возили виноград на винзавод. А мама работала на винзаводе — перерабатывала продукт в вино. Потом родители поселились в Омске, начали виноград сажать там. Вот у них Олег и взял саженцы.
Виноград содержит огромное количество антиоксидантов. А это средство поддержки здоровья, они убивают свободные радикалы в организме, вызывающие болезни. Прилив бодрости, разгон крови… А эстетика, а вкус!
— Утром вышел во двор — поел ягод, потом только завтракаем, — говорит Олег, а я с моим пылким воображением уже рисую себе ряд шпалер в моем огороде.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Тюменский виноград.