Где-то на краю географии
Дачи в районе Верхнего Бора считаются чуть ли не элитными: рядом с городом. Но преимущество это сомнительное. В субботу утром быстрее добраться на электричке до Богандинки, чем на машине по Салаирском тракту.
…Дачники СНТ «Строитель» называют закуток, в котором находится их дачное общество, аппендиксом. Вроде бы и деревня Решетникова неподалеку, но от Салаирского тракта до них еще несколько километров.
СНТ «Строитель» — сейчас одно из самых крупных дачных обществ. Совокупная площадь его земельных участков составляет около 250 га. Образовалось оно в начале 90-х на землях, освободившихся после торфоразработок. Несмотря на корпоративное название, участки тут нарезали и врачам, и педагогам, и работникам промышленных предприятий. Как говорят местные, сборная солянка.
— У «Мостоотряда» было около сотни участков, у овчинно-меховой фабрики — 356, у речпорта 412, а всего 1034, — вспоминает Людмила Бандич, которая работает бухгалтером в СНТ с 2005 года.
Нарезали не по шесть соток, как тогда было принято, а с размахом — по десять. Но дачное счастье омрачало то, что не было дорог.
— Нам повезло больше других, — рассказывает Нина Кирсанова, председатель СНТ «Строитель» с 2013 года. — Нашей семье и еще десяткам двум других участок выделил «Мостоотряд», и он о своих заботился. До дач и обратно нас возили вахтовкой. Чтобы на нее попасть, мне с детьми (дочери на тот момент было полтора года, а сыну два с половиной), надо было встать в пять утра и добраться с улицы Олимпийской на улицу Северную, где находилась контора предприятия. Дети у меня до сих пор помнят, как я их маленьких будила ни свет ни заря и тащила через весь город. Со всеми своими котомками мы загружались в большую машину, полчаса — и на месте. Иначе до дач было не добраться. Грязь там стояла непролазная.
Потом пустили автобусный маршрут N 145. Но он доезжал до Решетниковой, а дальше надо было топать по лесу.
— Кому-то такие прогулки даже нравились, — рассказывает Нина Александровна. — На участок с полной корзинкой грибов приходили.
Старожилов на дачах осталось мало, процентов десять. Все они — пенсионеры за восемьдесят. И автобус есть, и дороги, да здоровье уже не то, дачу приходится продавать. А жалко безумно. Столько труда вложено.
Первые домики строили из чего попало. Доставляли стройматериал узкоколейкой, что осталась от торфопредприятия.
— Считалось, что самые удобные участки расположены рядом с узкоколейкой, — вспоминает Нина Александровна. — Первые годы здесь еще ходили поезда, которые мы называли «чебурашечные». Кто на них вез доски, кто фанеру, кто старые шпалы и даже рельсы. Помню, сосед у меня был худенький дядя Гена, так он на себе рельсы от узкоколейки до дома волок, как муравей соломинку. Капитальных строений ни у кого не было. Рубленый домик был мечтой. У меня у самой на участке лет семь стоял только контейнер, в нем диван, и все. Потом уже, когда появилась дорога, первое, что мы сделали, заказали сруб, но не для домика, а для бани. Все сразу было не осилить, крыша над головой какая-никакая есть, хотелось в баньке попариться после работы на огороде.
Электричество на дачах тоже появилось не сразу — лет через десять. Поэтому зимой на дачах, как нынче, никто не жил. Дороги не чистили, поэтому добраться можно было, только вызвав трактор. Так было до 2012 года. А годом позже дачную дорогу взяли на муниципальный баланс, ее стала обслуживать управа Центрального округа. Тогда же благодаря активности членов общества начали появляться и первые щебеночные, а потом и асфальтовые дороги. Дачные участки стала покупать молодежь.
— Только кажется, что к городу мы близко, на самом деле тринадцать километров от города до свертка и еще семь после свертка — это уже двадцать километров, — говорит Людмила Бандич. — Когда мы приехали участок покупать, нам казалось, что это место где-то на краю географии. На участке у нас сплошной шиповник рос и березы. Думали, никогда нам сквозь эти дебри не пробиться. Зато сейчас мы тут практически живем, и правление у нас работает шесть дней в неделю, а не два-три, как в других обществах. Мы тут все как родные. И уезжать отсюда в город не хочется.
ФОТО АВТОРА
***
фото: На старых дачных участках СНТ «Строитель».;