В ПАТП скучают по троллейбусам
— Автобус или личный автомобиль? — спросила у Сергея Марилова, начальника службы эксплуатации ПАТП-1. Надеялась, провокационный вопрос получится.
— По ситуации, — легко ответил Сергей Николаевич. — Eсли дорога дальняя, то лучше автомобиль, а по городу на автобусе проще и быстрее.
— А правила вы нарушаете?
— У меня не было ни одного нарушения, я очень скрупулезно отношусь к правилам. Впрочем… одно маленькое было, неофициальное, оно не считается. ПАТП поддерживает тесную связь с автоинспекцией, так что мне стыдно нарушать. Я с инспекторами сам ездил на контроль, интересно было. Наблюдаешь вот за дорогой и понимаешь, что многие водители правила-то плохо знают. Но автобусы у нас хорошо ездят, я горжусь нашими водителями.
— Вы за рулем давно?
— 41 год. Первой у меня была «таврия», это уж давным-давно. Потом, как и у многих, были «жигули», после «тойота», а сейчас вот «форд». Раньше «жигули» же были мечтой! Но вот сейчас посади меня на «жигуль», и я скажу: ух и корыто. Потому что в современных машинах сейчас вообще красота, все стало намного удобнее, датчики, новые системы, вождение теперь приятнее. Так что по старым автомобилям не скучаю, а вот по времени былому — да. Троллейбусы тогда хороши были, о них приятно вспомнить.
— То есть вы любитель общественного транспорта?
— На автобусах ездить всегда любил, да и на троллейбусах раньше. Некоторые надеются, что их вернут в город, но это неправда. Организовать их движение слишком проблематично, троллейбус же мешает движению на дорогах, так что все, он ушел в небытие.
— Приходилось ли самому садиться за руль автобуса?
— Водить их по маршруту — нет. Но в молодости я работал перегонщиком, отгонял автобусы на ремонт. Но даже когда перегонял, представлял, какая ответственность лежит на водителе. Вы представьте, у вас за плечами вагон пассажиров. Водители автобусов — очень сильные люди. Да и автобусная категория D на пару порядков выше, чем категория С, грузовая. Очень высокие требования. Каждый водитель, который к нам приходит, проходит тестирование в службе безопасности дорожного движения, а там не только правила, но тесты и на внимательность, на кругозор, память. Такие требования только к водителям автобусов предъявляются.
— Вы эти тесты пробовали сдавать?
— Да, мне так интересно было, что для себя сдал. С первого раза, но с трудом.
— Автомобили личные вы обновляете. А как с автобусами в вашем парке?
— Автобусы обновляются регулярно, есть правило, что каждый из них должен быть не старше семи лет. В декабре у нас будет новый конкурс, и на него допустят только автобусы новее 2014 года выпуска. Мы сегодня получаем два десятка новых автобусов. У нас сейчас в парке 260 транспортных средств, а потом обновление — и их станет еще больше.
— А старые списываете?
— Не все. Eсли автобус совсем умер — то да, списываем. А если ему просто исполнилось семь лет, то продаем в маленькие города, в поселки, где автобусы эксплуатируют дольше. В поселках допускается использовать автобусы десятилетние, они часто покупают.
— Сейчас общественный транспорт модернизируется, там и автоматические терминалы стоят, и приспособления, чтобы телефоны зарядить. Только почему-то многие не работают…
— С таким техническим обеспечением все непросто. Эти терминалы и порты для зарядки быстро ломаются. Да и терминалы недоработаны, если человек с наличными, то все равно кондуктор нужен, а в таком случае он еще и путаться будет, придется постоянно проверять, кто купил в этом терминале билет, а кто нет. Вот в Москве ставили же турникеты на входе в автобус — не прижились, неудобно. Так что будем смотреть, что еще нового придумают.
— Раньше было престижно водить автобус. Eсли твой отец водитель, то ты самый крутой в классе. Сейчас это прошло. Почему так?
— Мы тут, конечно, и теперь считаем, что водить автобус почетно, но в обществе это воспринимают иначе. Сейчас же все хотят белые рубашки да в офисах начальниками сидеть. Так что водители ныне — это в основном старый и средний костяк. Хотя приходили ко мне две молодые дамы по 25 лет и говорили, что хотят водить автобус. Я приятно удивился, так что будут теперь такие красавицы ездить. Но у нас уже много женщин, водят не хуже мужчин, может, где-то и лучше.
— А эта профессия передается по наследству? Eсть же династии врачей, инженеров…
— Да, у нас несколько таких династий, причем где три, где четыре человека, целые поколения водителей, сменяющие друг друга.
— Сейчас вы хотели бы водить автобус?
— Нет, честно говоря, я боюсь, там же пассажиры. Тут же надо такой опыт иметь, да и я уже немолодой. В автобусе каждый, кто с билетом, застрахован, так что пусть людей возят опытные и проверенные водители.
***
НА СНИМКЕ: Сергей Марилов.
Фото Павла Моргуна