Как не построить замок на песке
Представьте ситуацию: вы заказали проект «умного дома» и приступили к его строительству.
Вас вдохновляет идея воплотить в жизнь этот шедевр высоких технологий, но, заботясь об электронной начинке, вы забыли про закладку фундамента. Такая аналогия приходит мне на ум, когда меня спрашивают о раннем развитии детей.
Одержимость идеей раннего развития говорит о том, что родители смотрят на ребенка как на проект. И тут тоже начинать надо с фундамента.
Самое главное, чему родители учат своего ребенка — это… отношение к самому себе. То, какое отношение к себе ребенок встречает в самом начале своей жизни, становится его собственным глубинным (фундаментальным) отношением к самому себе.
Доверие себе, целостность, отсутствие внутренних конфликтов, уверенность, когда сам себе не враг, не критик, а надежный друг и поддержка — вот оно, лучшее наследство, единственный прочный фундамент для счастливой жизни.
Правда, сторонники раннего развития тоже скажут, что не жалеют ничего для ребенка, дают ему все самое лучшее и относятся просто замечательно. Увы, очень часто мы не отдаем себе отчета, что движет нами на самом деле и что мы транслируем другим через свои поступки.
Послание первое: недоверие
Не говорит ли слишком большая озабоченность развитием ребенка о том, что близкие в него… не верят?
«Eсли прямо сейчас мы не начнем активные действия, ребенок вырастет менее умным, чем другие дети, он проиграет в соревновании за место под солнцем, не справится с задачами современной жизни. Нельзя терять драгоценное время».
Взрослый, который вырастет из такого ребенка, никогда не будет доволен тем, что имеет, ему будет крайне сложно расслабляться и получать удовольствие от жизни — этакий достигатор-трудоголик.
Психика его может, как маятник, качнуться и в другую сторону. Апатия, отсутствие интересов, хроническая усталость. Потеря доступа к собственной инициативе, на проявление которой еще в детстве поставлен запрет.
Послание второе: докажи, что ты лучший
Стараясь сделать все, чтобы ребенок вырос самым лучшим, мы начинаем обращать внимание только на успехи и игнорируем все «обычное», само собой разумеющееся.
Eсли мы смотрим на ребенка через призму его будущих великих побед, ребенок получает послание: «Сам по себе ты не представляешь интереса, важны только твои достижения. Тебя не за что любить просто так, ты достоин интереса, если только доказываешь постоянно, что ты лучший».
Такое отношение приведет к формированию очень неуверенного в себе человека, зависимого от внешней оценки, ориентированного только на одобрение, болезненно недовольного собой. Потому что, как бы хорошо он ни поработал, всегда можно сделать лучше.
Или другая крайность: если ребенку страшнее всего быть «как все», то у него может сформироваться нарциссический тип характера, где за блестящим фасадом скрыто глубокое беспросветное одиночество.
Самая большая потребность ребенка в том, чтобы его приняли без условий — таким, каков он есть.
Для закладывания здорового и крепкого фундамента психики нужно, чтобы родитель двигался вслед за интересом ребенка. Нужно, чтобы родитель поддерживал естественную любознательность ребенка, не пытаясь подменять импульсы ребенка тем, чем «надо бы» интересоваться.
И главное: все это ребенок может получить в совершенно обычной среде. В свое время.
Но родителю самому нужно быть человеком, который умеет доверять, который умеет слышать и чувствовать другого. Видеть в другом, и даже в младенце, равного себе человека — на это способен только внутреннее зрелый, взрослый человек с собственным крепким личностным фундаментом.
В таких отношениях ребенок получает послание от родителя: «Ты хороший. С тобой все в порядке. Ты можешь доверять себе. В мире столько всего интересного, и ты можешь выбрать из этого то, что делает тебя счастливым».
Только доверие способно сформировать прочный фундамент личности.
А без такого фундамента все остальные наши вложения в ребенка — это замки на песке.
Eкатерина Баянова, психолог, мама двух детей