Цветные книжки
«Зачем нужны книжки без картинок? — спрашивала Алиса из книжки Льюиса Кэрролла. Я уверен, что Владислав Крапивин знал эту цитату и тоже задумывался над ней. И даже сумел найти выход.
Подойдем к книжной полке. Той, где стоят написанные им книги для мальчиков и девочек среднего школьного возраста.
Какие разноцветные названия: «Алые перья стрел», «Дети синего фламинго», «Голубятня на желтой поляне»… Но и те, на обложке которых нет «цветного» слова-мазка, тоже картинки: «Трое с площади Карронад», «Та сторона, где ветер».
Для юных читателей 50-60-70-х годов они звучали, наверно, как пароль, как таинственный «сезам». Как для гимназистов конца XIX — начала XX столетия переводные книжки Гюстава Эмара и Луи Буссенара — романы про прерии и индейцев со звучными именами, вроде Монтигомо Ястребиный Коготь. Как предвкушение необыкновенных приключений.
Так в крапивинских повестях, действие которых разворачивалось в небольшом сибирском городке, возникал таинственный незнакомец, который потом оказывался капитаном дальнего (непременно — дальнего!) плавания. И Гюстав Эмар лопался бы от зависти… Сами понимаете, что для среднего школьного возраста каботажное плавание или обычный портовый буксир не годились.
Мысленно пробегаю по книжному ряду — как они выстраиваются здесь, мастера этого жанра! Катаев с одиноким белеющим парусом. Каверин с обоими капитанами. И Крапивин.
Черный шрифт на белой бумаге — вот стандартный образ его книг. Но сколько здесь яркого чистейшего цвета!
«Как зеленые костры, полыхают на ветру деревья.»
«В синеве, чисто вымытой ветрами, бегут маленькие желтые облака.»
«Небо голубое, и облака наполнены солнцем.»
«Шла у берега неспокойная желтая вода, и солнце, уходя к западу, тоже рассеяло в небе янтарный цвет.»
Эти выхваченные наудачу которотенькие отрывки из книги «Та сторона, где ветер». Писатель Крапивин подарил мне книжку в 2011 году и написал на титульном листе; «.с удовольствием преподношу эту повесть, написанную 45 лет назад в память о ребячьих играх на тюменских крышах.»
Я перечитываю ее время от времени. Чувство, что все страницы в книжке раскрашены рукою живописца, не исчезает.
***
фото: