X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Когда Тюмень как на ладони

Всегда вызывали живой интерес строчки из песни про пилотов, которым сверху видно все. Дальше следовало многозначительное «ты так и знай». О том, что подразумевается под тем самым «всё», не конкретизировалось.

Председатель областной федерации воздухоплавательного спорта Александр Сахаров и в автомобиле на земле и над землей чувствует себя как в своей… корзине. Надежно. Хотя за руль сель в 18 лет, а в небо в аэростате поднялся уже в зрелом возрасте.

— Отсчет летного стажа веду где- то с 1985 года. Тогда начал заниматься дельтапланеризмом. А вообще-то я летчик дельталета, конструктор. К полетам на аэростатах пришел в 2000 году. С тех пор налетал уже много сот часов. В целом у меня такая переплетенная история. Например, офицером я служил на Дальнем Востоке. Оттуда привез в Тюмень свою первую машину «тойоту краун». Начало девяностых годов, а я на такой машине. Класс! Автомат, не механика. Ход, антураж. В сравнении с отцовским «жигулем» просто небо и земля, — вспоминает Александр Николаевич. — А сейчас у меня рабочая лошадка «ниссан экстрейл». В ней абсолютно все адаптировано под меня и полеты. Даже прицеп.

На обывательский взгляд прицеп выглядит необычно — без бортов. Мой собеседник рассказывает, что это был прицеп под лодку, поэтому он длиннее обычных. Борта были убраны, на пол уложена надежная березовая фанера. Таким образом получилась открытая площадка. Самое то, чтобы перевозить громоздкое оборудование.

— Вот что здесь у меня для воздушного полета закреплено, — показывает комплект Сахаров. — Аэростат состоит из оболочки — это сам шар. Он изготовлен из ткани таффеты с полиуретановым покрытием. Проще говоря, плащевки. Она здесь упакована в чехол. На ней закреплена горелка, а рядом корзина из ивовых прутьев.

А как же шелк, интересуюсь. Как оказалось он идет только на парашюты, поскольку пропускает воздух. Что еще? Достаточный запас газа. На один полет уходит до 80 литров смеси пропан-бутан. Заправляется на простой автомобильной газовой станции.

— И в небе, и на дороге вы управляете транспортным средством. Насколько отличается восприятие города с высоты от того, когда ведете машину по его дорогам?

— Ощущения наверху колоссальные! Сверху все масштабируется, становится маленьким. Было время, когда летал над городом, но сейчас все маршруты только в окрестностях. А там поля и леса необыкновенной красоты! Особенно в сторону Субботиной. И ощущение того, что человек сделал на земле — строит дома, дороги, засеивает поля, создает фермы и продолжает делать — вдохновляет. Все-таки, несмотря на нашу урбанизацию, так верно, что мы продолжаем работать на земле. Приятно смотреть сверху, оценивать этот созидательный труд.

Анастасия Богданова

— Не возникает у вас ощущения, что, развивая город и отбирая пространство у природы, мы обкрадываем самих себя?

— Скажу, что город не сильно вторгся в окрестную природу. С высоты птичьего полета Тюмень совсем небольшая. Только вытянута вдоль улицы Республики. И кажется, что город практически с ладонь. А природа тоже меняется. Интересно, что утки, приближаясь к городу, облетают его стороной. Однажды довелось наблюдать птичий караван. Такое зрелище не забудешь — по направлению с севера даже не клин, а как будто река двигалась на юг. Утки, лебеди, гуси и другие пернатые. Это было очень красиво. Птичья дорога. Причем они знают, где у нас аэропорт, поэтому Тюмень облетали с другой стороны. В лесах живность бегает — кабаны, лоси, косули, лисы. Сейчас по осени они особенно близко идут к полям, где еще есть чем поживиться. Это меня удивляет и радует.

— Встречала мнение, что полеты необоснованно относят к видам деятельности, связанными с повышенным риском. Мол, управляя мотоциклом, больше шансов покалечиться.

— Скажу так: приключения на любом транспорте редко бывают веселыми. Иногда только совокупный опыт вытягивает ситуацию. Со мной несколько лет назад произошел один случай на подъезде к Перми. Для меня он из ряда вон выходящий, потому что я привык контролировать ситуацию, что в небе, что на дороге. Да и в целом думаю, что это обязанность пилота, водителя.

После сертификации по воздухоплаванию ехал домой из Москвы. Под Пермью даже не понял как, но проехал два раза по одной и той же объездной дороге. Выхожу на третий круг, а водитель фуры прижимает мой «мицубиси паджеро» к обочине. Апрель, дорога мокрая, на обочине снег. Дальнобой ехал в крайнем правом ряду и начал меня обходить. Вдруг его ведет в мою сторону. Я пытаюсь выскочить на среднюю полосу, а он в это время улетает в кювет и тянет меня за собой.

Что интересно, в самый последний момент, практически как циркуль, я крутанулся на правом колесе и лег на бок в кювет. В момент самого падения (позже уже это осознал) я отключился буквально на момент: все видел, чувствовал, но будто перезагрузка произошла. Через секунду смотрю — лежу на боку, все нормально. Поднимаю люк, там вокруг уже столько водителей набежало помогать. А добрался до Тюмени своим ходом. Реакция и опыт все-таки вывезли меня на автомате.

***
фото: Александр Сахаров ;«Ниссан» Сахарова легко узнать по наклейке «Орден воздухоплавателей».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта