Тактичный директор— это комплимент
Светлану Колчанову, директора школы номер 94, пожалуй, можно назвать необычным директором. По образованию она педагог-психолог.
До этого она больше двадцати лет работала в гимназии N 1 под руководством Михаила Колосова, в том числе и его заместителем. Так что в коллектив Светлана Сергеевна пришла с уже сложившимся взглядом на управление. Было это в июле прошлого года.
— Меня, конечно, больше всего интересует, насколько полезен директору опыт психолога.
— Родители учеников часто ссылаются на то, что я психолог. Так они, видимо, показывают, что рассчитывают на понимание. В этом случае да, помогает. Про стиль управления скажу, что сама по себе я не авторитарный человек и в сложных ситуациях стараюсь искать другие способы, а не подавление. Потому что не считаю железный кулак действенным способом, мотивацией к изменению линии поведения. Мне недавно сказали, что я тактичный директор. Я так и не решила, критика это или комплимент.
К нам приходят новые учителя. Мы перестроили систему, и теперь на собеседовании присутствую не только я, но и руководитель методического объединения. Вместе решаем, принимать новичка на работу или нет. Новички видят, что мы работаем в команде, что требования у нас едины.
— При большом количестве открывающихся в городе школ где вы берете новых учителей?
— Здесь способы традиционные — через департамент образования, центр занятости. Публикуем вакансии в газетах. Коллеги, зная, что нам необходим педагог, передают информацию своим знакомым.
Что еще важно — мы не боимся приглашать и молодых специалистов, выпускников вузов. В этом году у нас таких семь — филологи, лингвисты, математики. Усиливаем коллектив. Ведь скоро будет сдан второй корпус школы.
— Эти молодые специалисты тоже женщины? Я хочу сказать, педагогика все так же держится на женских плечах?
— Технологию, географию, историю и физическую культуру у нас преподают мужчины. Но я понимаю, ваш вопрос про статус педагога. Да, его реанимируют различными способами — конкурсами, выплатами, изменениями в образовании. Но все равно существует стереотип, что мужчина добытчик и обязан зарабатывать деньги. А педагог должен отличаться определенными качествами — гуманностью, терпением и, как бы банально ни звучало, любовью к детям.
— Почему женщины-педагоги не воспитывают себе, скажем так, крепкую смену? Почему не подталкивают мальчиков с зачатками педагогического таланта в сторону педагогики?
— Конечно, таких мальчиков мне доводилось встречать в школе, но они обычно уходят в сферу управления. Это ведь тоже работа с людьми. К тому же мы сейчас ориентированы на подготовку инженерно-техническом кадров. Но и для нас это открывает перспективы, ведь наши выпускники могут стать учителями физики, информатики, технологии, робототехники.
— Вы продолжаете работать педагогом-психологом?
— Да, потому что не хочу терять квалификацию. Один день в неделю консультирую учеников и родителей. Чаще всего обращаются с вопросами по взаимоотношениям в семье. Радует, что родители сейчас озадачиваются этим. Приходят за помощью, читают психологическую литературу, владеют терминами, пытаются применять знания. Стало меньше тех, кто считает, что проблемы могут быть только у ребенка.
ФОТО ПАВЛА МОРГУНА
***
фото: