То, чего не может быть
Историю яблони, купленной мною тридцать лет назад на выставке РОЬЛ?ЯО в Познани, я уже рассказывал в одном из выпусков «Шести соток». О том, как она трудно приживалась в сибирском климате и теперь регулярно одаривает меня плодами зимнего сорта «айдаред».
Однажды я увидел, что рядом со стволом «полячки» появились два стволика, как дети-двойняшки около мамаши.
«Дичка», — подумал я и решил, что надо бы убрать ее с глаз долой. Но были они такие ладненькие, такие миленькие, что рука не подняла секатор. Я просто отделил их от корневой системы яблони лопатой, приткнул приблудышей около забора и забыл про них.
В этот же угол я сваливал срезанные лишние ветки. Потом тут появилась железная бочка без дна, в которой я сжигал все порубочные остатки — дым от этого процесса окутывал подрастающих близнецов, которые уже вымахали выше забора. Я занимался своими делами — меня в ту пору больше беспокоили сливы, которые не хотели плодоносить, и вишни, привезенные из Челябинска. Отпрыски этих вишен сами осваивали территорию и лезли куда хотели.
Но однажды, это было в прошлом году, я глянул через забор и увидел, что между кустами соседской смородины отсвечивает зеленым, белым и красным — яблоко! К этому времени я уже хорошо знал, как выглядят плоды «айдаред», которые ни с чем не перепутаешь. Вошел на соседский участок, поднял яблоко и подумал, что и ураган вряд ли донес бы его так далеко от польского дерева. Сначала глядел по сторонам, потом вознес взгляд выше и увидел.
Опираясь на металлический забор, на меня глядела яблоня, усыпанная спелыми плодами. Мое удивление и восторг смешались в радостном вопле. И я приступил к сбору нежданного урожая.
Этой осенью я уже воспринял плодоношение как закономерное. Но вопрос остался.
Почему отросток, взятый ниже привоя, сохранил все признаки сорта? Я поехал за консультацией в «Астру». Хозяйка «Астры» Маргарита Ахмечет собрала консилиум специалистов — пять человек. Я выложил на стол пару яблок старого дерева и пару яблок нового. Их порезали на дольки и стали дегустировать, медленно и задумчиво. «Сладкие», — сказала одна из консультантов и взяла дольку из другой кучки. Я молчал, боясь нарушить это сосредоточенное священнодействие.
Когда яблочных долек на столе не осталось (надо было взять побольше, сокрушенно думал я), я повторил всю историю, от Познани до наших дней. При этом отметал всякие предположения, что, мол, была нарушена технология посадки и т. д.
— Эти яблоки одного и того же сорта, — взяла слово еще одна дама-консультант.
— Это так, — подтвердила Маргарита Ахмечет.
— Но этого не может быть! — заключила еще одна участница консилиума-дегустации.
И я поехал собирать урожай с обеих яблонь.
ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ И АВТОРА
***
фото: «Вершки» и «корешки» близняшек.;