Не надо клеить обои поперек
Местное самоуправление — словосочетание простое, но до сих пор не очень понятное. А уж о его формах, о том, что их не одна, не две, а десять и появляются еще — и вовсе знают немногие.
Степан Киричук, председатель постоянной комиссии по городскому общественному самоуправлению Тюменской городской Думы, может сравнить, каким было местное самоуправление сорок лет назад и каким стало.
— Степан Михайлович, сейчас много говорят о роли общественности. Но когда-то власть прекрасно без нее обходилась!
— Eсть такое выражение: каждому времени свои герои. И это правда. В середине девяностых тюменские экономисты рассчитали, что для повышения промышленного потенциала города необходим металлургический завод. Тогда это казалось смешным: ну какая металлургия в Тюмени? А сегодня у нас прекрасный сталеплавильный завод.
Многое за эти годы изменилось, население города удвоилось. Задачи перед нами стоят другие, методы их решения отличаются от прежних. Теперь развитие города невозможно без участия общественности. Впрочем, с ней и раньше трудно было не считаться. Однажды, будучи руководителем на тюменском отделении Свердловской железной дороги, мне пришлось отправить сотрудниц планово-экономического отдела клеить обои в железнодорожном санатории. Ох, как им это не понравилось! Так они в одной из комнат наклеили обои поперек. «А что? Красиво же!» Вот так продемонстрировали недовольство, что их заставили заниматься не своим делом.
Общественность сегодня главная. Наконец-то статья 3 Конституции РФ о том, что власть принадлежит народу, начала обретать воплощение. Ни один чиновник уже не может сказать: я сам знаю что делать, не надо мне рассказывать. Общественность — главный элемент в управлении обществом, а в муниципальном управлении — основополагающий элемент.
— А ведь многие по-прежнему считают, что местное самоуправление — это администрация города…
— Когда я писал кандидатскую диссертацию по становлению местного самоуправления в Тюменской области, моим научным руководителем была Клара Барбакова. Мы с ней много спорили. Она утверждала, что местного самоуправления у нас еще нет. Я возражал: как нет? Мэра избирают, бюджет принимаем, есть муниципальная собственность, выборы депутатов. Все элементы налицо. «Конечно, — соглашалась она. — Но пока это местное управление, а не самоуправление». По сути, мы и сегодня прошли только часть пути. И движемся не поступательно, а по известной схеме: шаг вперед, два шага назад. Хотя в федеральном законе N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» все есть — только выполняй.
— Муниципальные выборы, сход, собрание граждан, публичные слушания, ТОС — все это формы местного самоуправления. Звучит вполне по-европейски.
— По-европейски это как? Самое либеральное местное самоуправление — в Англии, самое прагматичное — в Германии, а во Франции — одна видимость, там на многие руководящие посты назначают. Я дважды учился в академии менеджмента в Германии, в земле Нижняя Саксония — в Люнебурге и в Целле. Мы занимались три недели без выходных по 12 часов в день. Первый раз то, о чем нам рассказывали, казалось очень странным. Например, утверждение, что прежде чем построить дом, надо подвести коммуникации, благоустроить территорию. Как так? Строительная техника же все размесит, разобьет. А теперь посмотрите, как идут стройки? Даже колеса у машин полагается мыть. Оказалось, что и забор может быть аккуратным, и работать на стройке можно, не создавая шума. И забивать сваи не ночью. Мы до этого доросли, что только подтверждает постулат: действовать надо эволюционно, постепенно. Включая систему местного самоуправления в публичную власть, нельзя создавать нестабильных ситуаций. Лозунг «до основания, а затем» в развитии местного самоуправлении невозможен.
— Недавно в устав города включили еще одну форму местного самоуправления — инициативное проектирование. Что это?
— Инициативные проекты — механизм, который позволяет гражданам старше 16 лет выходить с инициативой решения вопросов местного значения. Свои идеи они могут изложить как проект. Задача администрации города рассмотреть все предложения, обсудить с общественностью. В деталях процесс еще не прописан. Тюменской городской Думе дано право разработать его. Специалисты городской Думы и администрации города уже трудятся над созданием документа. Мы будем рассматривать его в ноябре на заседании постоянной комиссии по городскому общественному самоуправлению, и в декабре — на заседании Тюменской городской Думы.
— Граждане у нас креативные, проектов придумают множество. Все сразу и не реализуешь…
— Eсли появится огромное количество инициативных проектов, то, конечно, придется выбирать. Каждый проект оценят с юридической точки зрения, а дальше, если все хорошо, будут встречаться с его авторами, обсуждать, разъяснять, почему проект принимают или отклоняют. В управлении, особенно на выборных должностях, иногда приходится говорить «нет». В федеральном законе четко прописаны ситуации, в которых местная администрация не может принять инициативный проект. Их шесть, в том числе несоответствие действующему законодательству, невозможность реализации (если у муниципалитета нет полномочий или в местном бюджете нет таких средств), или если проблему можно решить более эффективным способом. Тяжело все это разъяснять? Тяжело, но необходимо. Между властью и людьми должно быть доверие. Чтобы его завоевать, надо каждый день заниматься решением вопросов, которые волнуют сограждан. И такая система выработана: депутаты городской Думы и руководители управ ведут прием, глава города и председатель Тюменской городской Думы практически каждый день общаются с гражданами.
— Верите ли вы, что за инициативными проектами будущее?
— Будем надеяться, что да. Eсли люди будут выдвигать не завирательные проекты, а реальные, то новая форма даст им дополнительные возможности повлиять на то, чтобы жизнь в городе, в их микрорайоне стала комфортнее. Надо учиться интегрировать новшество в жизнь. Все формы местного самоуправления и местного управления должны работать в связке и не противоречить друг другу.
***
фото: Степан Киричук.