X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Он был батальонный разведчик

Ах, если бы герой этого сюжета дожил до нашего времени да при этом обладал бы литературным талантом… Какой исключительный текст мог бы родиться под его неторопливым пером (на худой конец, на мониторе его компьютера)?

Круги на воде

Но, видно, звезды встали иначе. Человек интересной военной судьбы, он давным-давно исчез из виду. В его родных местах никто даже не помнит, что жил когда то в деревне Сухой Армизонского района парень, которого звали Ваня Буторин. В декабре 1941 года ушел Ваня на войну и как в воду канул, и даже кругов на ней не осталось. Говорят, может, и был такой, да, видно, с войны не вернулся. Может, погиб?

Да нет, недавно открытые документы утверждают, что война его пощадила. Позволила выйти из окружения. Из огня и воды, в которую не фигурально, а на самом деле он окунался. На Дону. И пробиваясь в Крым через Перекоп. И в разведке на Днестровском лимане. И в балканских «каменных морях» (так там называют непроходимые горные пространства).

Однако круги на воде, которые я упомянул для пущей образности, все же остались. Думаю, что мы вправе так называть наградные листы, которые сохранили подвиги Ивана Буторина — младшего сержанта разведывательной группы 10-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона 1-го гвардейского Николаевского Краснознаменного укрепленного района. Но сначала был 804-й стрелковый полк 229-й стрелковой дивизии, куда зачислили команду призывников, которых отправил на формирование нового соединения армизонский райвоенком политрук Дерега.

17 июля 1942 года полк занял позицию на правобережье Дона в районе станицы Нижне-Чирской. 10 августа полк был окружен и разбит. Рядовой Буторин исчез из нашего поля зрения. Хотя он продолжал воевать, был ранен, награжден медалью «За отвагу» приказом по 51-й армии от 4.12.42 года, а через какое-то время (нам еще предстоит это уточнить) получил и медаль «За оборону Сталинграда».

Две медали как два кружка на воде.

Полевой укрепленный район

Немного странно звучит, правда? Штатскому человеку (и автору тоже) трудно представить себе укрепрайон, который меняет дислокацию в соответствии с движением линии фронта, а нередко и сам является линией фронта. Район, который наступает, форсирует реки и совершает рейды в горах. Который пересекает госграницу и воюет в тылу противника.

По Уставу РККА в редакции 1939 года: «Укрепрайоны, являясь системой долговременных укреплений, обеспечивают длительное сопротивление в них специальных гарнизонов и общевойсковых соединений… От войск, ведущих бои в укрепрайоне, требуется особое упорство, выносливость, выдержка…» (глава 2).

Но большая война вносит изменения не только в армейские уставы. 76-й укрепрайон, организованный в 1942 году, участвовал в Сталинградской битве на Юго-Восточном фронте, за боевые успехи в мае 1943 стал 1-м гвардейским, принимал участие в боевых действиях Южного фронта, 4-го Украинского и 3-го Украинского. С боями УР непрерывно передвигался по левому флангу огромного фронта Отечественной войны. А вместе с ним передвигался и Иван Буторин.

Орден, как с куста…

Надо ли рассказывать своими словами о подвигах Ивана, если сохранился приказ войскам 28-й армии 4-го Украинского фронта о его награждении?

«…мл. сержант Буторин — опытный и смелый разведчик, участвуя в действиях нашей разведгруппы, первой вошедшей в город Таганрог после ухода немцев, отлично выполнил поставленную задачу. Ведя разведку города, группа подавила несколько отдельных групп, оказавших сопротивление. Гв. мл. сержант Буторин в короткой схватке застрелил четырех полицейских, первым ворвался на территорию металлургического завода, который был подготовлен к взрыву, обрезал шнуры и не допустил к заводу полицейских. Завод от взрыва был спасен…»

Как это просто выглядит в одном газетном абзаце! Первым вступил в город… Первым ворвался на заминированный завод… Обнаружил и перерезал провода, ведущие к взрывчатке. Отбил атаку взрывников. Приказ, в общем-то, — канцелярский документ, в нем нет места эмоциям, лирике. Но как он передает темп события в Таганроге: «в короткой схватке.»

А герою только-только исполнилось двадцать. Как быстро он выучился на войне.

Младший сержант за свой подвиг представлен к медали «За отвагу», но полковник Саксеев, комендант укрепрайона, предложил «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» — наградить орденом Красной звезды. Старшие начальники с комендантом согласились и вручили Ивану орден Красной звезды.

Белые башни Аккермана

После освобождения Ростова-на-Дону и Таганрога 1-й гвардейский укрепрайон сражается на «Миусфронте». В числе других частей он штурмует Перекопский вал, открыв нашей армии ворота в Крым. И — приступает к своим «укрепрайоновским» обязанностям — охраняет побережье Крымского полуострова, как ему и положено.

Март 1944 года. Освобождение города Николаева — гвардейский УР получает почетное звание Николаевский. В июле-августе готовится к форсированию Днестра, враг укрепился в городе Аккермане. Путь к нему лежал через Днестровский лиман, длинный и широкий залив, в который впадает река Днестр. Несколько ночей продолжались попытки захватить контрольного пленного…

«…в ночном поиске по захвату контрольного пленного в полутора километрах от г. Аккермана тов. Буторин в ночь на 23 июля на лодке в сильный шторм переправился через Днестровский лиман шириной до 11 км… Не доходя до берега около 300 м, поставил лодку на якорь, группа вплавь ушла на берег…»

Итак, черная безлунная южная штормовая ночь. Ветер и волны безжалостно швыряют резиновую шлюпку. Резина, конечно, меньше шума производит, но ей страшен даже крохотный осколок случайной мины. А «та сторона», куда ушла группа захвата за контрольным пленным, беспокойна в предчувствии неминуемого штурма. Шлюпка пляшет на воде, но пенные всплески волны мешают разглядеть ее в ночи при нестойком свете ракет. И ты один среди этой ночи, вглядываешься во тьму, чтобы не пропустить сигнала о возвращении группы. И вот этот огонек, с трех сторон прикрытый плащ-палаткой. Надо плыть навстречу.

«… Тов. Буторин входил в группу обеспечения, остался для охраны лодки. Во время освещения ракетами и минометного обстрела он вывел лодку вглубь лимана. Когда увидел сигнал «лодку к берегу», подвел ее точно к группе захвата, плывущей на поплавках… «

В конце августа наши войска взяли штурмом Аккерман и его башни, возможно, еще помнящие турецкий поход Суворова. Отсюда начался заграничный поход гвардейского укрепрайона.

Заграничный поход

Одного перечисления городов и рек хватило бы на учебник географии. Или истории.

Город Измаил и форсирование Дуная в его дельте. Потом была Болгария, к этому времени уже объявившая войну Германии. Поэтому Болгарию укрепрайон в полном составе пересек, по железной дороге и вступил на территорию Югославии. Началась Белградская наступательная операция.

200 километров по горам в противостоянии с частями 7-й Альпийской дивизии СС «Принц Eвгений». Здесь 10-й отдельный гвардейский батальон, в котором второй год воюет Иван Буторин, встретился с югославскими партизанами и с ними очистил от немцев город Княжевац. На пути к Белграду рядом с нашими пулеметно- артиллерийскими батальонами и разведгруппами били врага части болгарской армии, народно- освободительной армии Югославии и спустившиеся с гор отряды итальянских партизан.

А 14 октября 1944 года объединенный отряд, усиленный ротой разведки, форсированным маршем, через горы — дорогу показали югославские партизаны, в обход немецкой обороны, вышел к городу Ниш, который отступающие враги собирались разрушить. Надо ли уточнять. Что в этом интернациональном отряде был и наш разведчик?

«…Войскам 57-й армии 3-го Украинского фронта, приказ N 0186/н. Наградить… пулеметчика 1-го гв. укрепрайона орденом Славы 3-й ст…

«…гв. мл. сержант, пулеметчик разведроты 1-го Николаевского Краснознаменного укрепрайона при операции по освобождению г. Ниш участвовал в уничтожении обороны противника… После подавления сопротивления проник в тыл противника, связался с партизанами и вел уличные бои по очищению города. Уничтожил до 15 солдат противника, пытавшихся минировать здания. Тем самым спас г. Ниш от массового разрушения…»

«Операция прошла почти без потерь в личном составе, что объясняется исключительным умением разведчиков гарнизона 1-го УР действовать мелкими группами, особенно в условиях города.» — возможно, офицер штаба, который писал это заключение, вспомнил про Таганрог в марте 1943 года.

… А еще предстояли затяжные бои в Венгрии, за которую фашисты отчаянно цеплялись. А потом война закончилась.

Такую историю рассказали архивы, открывшись по простому паролю: «Буторин Иван Иванович, уроженец д. Сухая Армизонского района».

Как найти иголку в стоге сена?

Самый главный вопрос, на который до сих пор нет ответа: куда же он подевался — безумной храбрости удачливый разведчик Иван Буторин? Почему не вернулся в свою родную деревню? Почему родные не искали его, не заваливали письмами московское управление генерала Шавельского и армизонский райвоенкомат? Почему в войну не посылали ему письма на полевую почту N 1699? А ведь именно благодаря таким письмам о многих из 229-й сд, погибших в большой излучине Дона, хоть что-то узнали их родные. Или был Иван круглый сирота и ему не с кем было переписываться?

Этот вариант, действительно, многое объяснил бы. Известно, что 1-й укрепрайон после войны был выведен в Молдавскую ССР и дислоцировался там. Отчего не предположить: молодой бравый разведчик. Полная грудь орденов — чем не жених? Таким историям в послевоенные годы — числа нет. Даже песню, близкую по теме, написали композитор Соловьев- Седой и поэт Фатьянов — «Где же вы теперь, друзья-однополчане?..» Там даже один куплет подсказывает вероятность такого поворота событий:

Eсли ты случайно неженатый,

Ты, дружок, нисколько не тужи.

Здесь у нас в районе, песнями богатом,

Девушки уж больно хороши…

Написана песня, можно сказать, по горячим следам — в 1947 году, когда началась демобилизация тех, кто ушел на фронт очень молодым, а потом, как говорили, дослуживал.

Но это все догадки, предположения. Так сказать, вариации на заданную тему. А хотелось бы больше достоверного. Например, как факт вручения ему в 1985 году ордена Отечественной войны. Eдинственное подтверждение, что Иван Иванович Буторин в 1985 году жил в стране под названием СССР. А если бы то была любая другая награда, не юбилейная, то ее сопровождал бы еще и наградной лист, из которого мы бы много чего узнали. Но юбилейные награды вводились указами, а вручались списками.

К сожалению, нет на сайте «Память народа» и наградного листа к первой его медали «За отвагу», которой он награжден в декабре 1942 года. То есть медаль есть и наградной лист обозначен, но не оцифрован. Находится, как сообщает сопутствующий текст, в ЦАМО — шкаф N 14, ящик N 14. Тук-тук — закрыто.

А медаль «За оборону Сталинграда» была вручена личному составу укрепрайона и Ивану Буторину в том числе, как я и предполагал, вдали от места сражения. Это случилось 29 мая 1944 года. Сталинградцев в списках личного состава гарнизона оказалось почти триста человек.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта