И снова здравствуйте!
Кто ж знал, что и в октябре на даче будет чем заняться.
И хотя нивы сжаты, рядком еще сидит капуста. Наконец-то созрели (или просто засохли) зернышки кинзы, которые по-другому называются кориандром. А на макушке облетевшей яблони все еще висят крепкие яблочки.
— Дразнятся, — задумчиво глядя на них, сказала младшая дочь. Как лиса вокруг винограда, еще немного побегала, но поняв, что никто не будет пытаться их срывать, убежала собирать картошку.
Ну как собирать — складывать в коробки. Потому что выкопали мы ее еще в последних числах сентября и рассыпали для просушки в теплице. Честно говоря, удивились. Раскладывая в июне по лункам малехонькие желтые картофелины, ни на что не рассчитывали. Решили, если что вырастет, и то хорошо. Да и рассадили их как! Не стройными рядами, а в шахматном порядке. Получилось такое холмистое поле.
— Это что за скифские курганы, — возмутился глава семейства, увидев наше творчество.
— Почему же, это гораздо более поздний период!
Спасли дочери, заметив, что картошке в домике будет тепло и уютно. Видимо, так оно и было: выкопав осенью первый же куст, обнаружили пять крупных картофелин.
Грядка с зеленью продолжает… зеленеть. Петрушка с укропом не сдаются. Не сдается и горох. В субботу, обрывая стручки, увидела еще несколько цветков. Конечно, это удивляет начинающего дачника. Такая жажда жизни у растений!
Из забот и хлопот осталось только, как говорит Анюточка, перешебуршить компостную кучу, удобрить грядки в теплицах, убрать шланг и инвентарь.
Но все это мелочи в сравнении с обработкой малины. В этом году ее ряды переросли в непроходимые джунгли. На то, чтобы упорядочить их, потребовался не один день. А перед этим изучила теоретическую часть. Ну как без подготовки приступать к столь ответственной миссии? Цена вопроса — урожай следующего года. Насмотрелась, как формировать малиновое дерево или кусты, про разные сорта и виды. Приехав на дачу, поняла, что ни того, ни другого не получится, а о том, как называется наша малина, история умалчивает. Вооружилась секатором, толстыми перчатками и проредила участок. Та же участь ждала кусты черной смородины. Но там ограничилась уборкой высохших веток.
Сомнения, конечно же, есть, все ли делаю верно. Eще весной, в самом начале дачного пути, я рассказывала: для меня неожиданно было обнаружить в себе, с какой радостью отзывается в душе работа с землей. Крестьянские гены, видимо. Действую по наитию, из которого, вероятно, и формируется опыт.
Как оказалось, в этом году огородный опыт приобрели многие из знакомых. Летом мы обменивались фотографиями рассады, потом полевых работ. Ну а когда дело дошло до урожая, то тут уж пустились во все тяжкие — под Санкт-Петербургом наросли просто гигантские перцы, а в Eкатеринбурге — белоснежные баклажаны. Мы тоже регулярно обновляли дачный чат — то брокколи, то огурцами и дайконом.
Из того, что не удалось, так это запастись собственными семенами. Редька, свекла и морковь, с которых я планировала снять приличное количество семян для будущего года, решили меня проигнорировать. Кусты разрослись пышными, но вот ни одного семечка на них не выросло. Ленивцы отправились в компостную кучу.
Думала, что уже распрощаемся с дачей, но работы, как оказалось, еще предостаточно. К тому же наш эксперимент продолжится и в следующем году. Примерили — и нам понравилось.
ФОТО АВТОРА
***
фото: