Женский портрет
Именно так его подписали авторы экспозиции «Цветы и женщины», которая размещалась в здании областного драматического театра накануне 8 марта.
История портрета такова. Александр Шишкин — председатель областного комитета по культуре, сказал как-то, что художники-портретисты жалуются на отсутствие заказов.
Сменилась эпоха, перестали заказывать портреты героев труда, знатных доярок, нефтяников. «Новые русские» уже заказывали себе малиновые пиджаки и толстые золотые цепи. А Шишкин призвал работников культуры личным примером возродить традицию написания портретов. Я не восприняла это на свой счет. Однако когда увидела на юбилее директора музея ИЗО Людмилы Овсянкиной ее портрет, написанный Виталием Шиловым, то обомлела: роскошная дама с достоинством царицы, с изящными, унизанными крупными перстнями руками, смотрела на зрителей, как прекрасная «Неизвестная» Ивана Крамского. Портрет завораживал.
И я позвонила Виталию Серафимовичу и попросила написать мой портрет. Мастерская художника находилась за поликлиникой «Геолог». Антресоли, заполненные картинами, книжные полки, кисти, краски, самовар. Должна признаться, что я робела — мы были едва знакомы, и я стеснялась.
Виталий Серафимович учился в Казанском художественном училище и Харьковском художественно- промышленном институте. В 60-е годы побывал в Тюмени в составе студенческих строительных отрядов. Участвовал в художественном оформлении спорткомплекса «Геолог», школы N 21, а также ДК «Прометей» в Мегионе.
Сибирь покорила художника, и он тоже покорил Сибирь!
В творчестве Шилова особое место занимают произведения, посвященные истории Сибири, возникновения первых русских поселений. Много внимания художник уделял библейской и евангельской теме. Eго в Тюмени даже называли «придворным» живописцем, потому что его эпические полотна о покорении Сибири Eрмаком и прочие исторические сюжеты до сих пор украшают здание правительства и университета.
Eго работы стоили дорого. Помню, как комитет по культуре попросил художника продать две работы по 50 тысяч рублей. Он ответил, что продаст одну картину за сто тысяч, а вторую просто подарит, но цену принципиально не снизит.
…Договорились, что я буду позировать по субботам по два-три часа. Я приходила в мастерскую напряженная, зажатая. Сидела в позе испуганной вороны. А Виталий Серафимович пел за работой оперные арии. Читал стихи и постепенно расположил к себе. Сеансы перестали меня тяготить, мы наконец-то подружились, стали живо обсуждать события культурной жизни, и я даже осмелилась читать ему свои стихи.
В мольберт по предварительному условию я не заглядывала. И вот работа завершена. Я с замиранием сердца взглянула на мольберт и узнала свои грустные глаза. Себя же я представляла совсем по- другому. «Портрет это не фотография, — пояснил Виталий Серафимович. — Здесь и творческий вымысел художника, и пресловутое утверждение: «Я так вижу!»
Мой портрет оказался последним, написанным в Тюмени. Виталий Серафимович в 2000 году переехал в Москву. А портрет я теперь и сама люблю, и дорожу им, и горжусь, что позировала выдающемуся российскому художнику.
Недавно пришло печальное известие — Виталий Серафимович Шилов умер на 81-м году жизни. Осталось с нами его искусство. Осталась светлая память.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Виталий Шилов и Светлана Павлова около портрета.