X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Больно умные эти остановки

Нужны ли в городе умные и теплые остановочные пункты, в Тюмени обсуждают уже семь лет.

Первоначально авторами идеи выступили студенты ТюмГАСУ Eвгений Борисов, Александр Чикунов и Вадим Быков, которые выполнили этот проект под руководством Якова Пронозина, заведующего кафедрой строительного производства, оснований и фундаментов.

На конкурсе «УМНИК-2013» социальный проект по строительству умных и теплых остановочных комплексов получил специальную награду жюри. По задумке авторов, зимой при входе в такой павильон должна работать тепловая завеса, летом — кондиционер. Уборку помещения молодые инженеры предлагали оплачивать за счет размещаемой рекламы или платы за вход, которую терминалы снимут с транспортной или банковской карты. По сути, теплые остановки могли бы стать мини-залом ожидания — с табло информации о прибытии автобуса, системой видеонаблюдения, кнопкой вызова полиции. Вход в этот зимний рай для пассажиров предлагали сделать по картам ТТС, чтобы там не околачивались те, кто просто зашел погреться.

Авторы идеи написали архитектурно-строительное обоснование проекта, составили сметы. Стоимость остановки приближалась к миллиону рублей. Студенты, а позже выпускники вуза, открыли специальную станицу во «ВКонтакте», которую назвали «Внедрение теплых остановок в городе Тюмени», начали сбор средств на реализацию пилотного проекта (но удалось собрать только 850 рублей). По их мнению, в теплых остановках особенно нуждаются продуваемые всеми ветрами новые территории Восточного микрорайона, в частности, Ямальский-2. В городском департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта разработку молодых назвали перспективной. Одобрили проект и депутаты на заседании постоянной комиссии по градостроительству в городской Думе.

Но дальше дело не пошло. По крайней мере, у нас. Зато в Якутске тюменский проект взяли за основу и в 2016 году воплотили в жизнь. Eще через пару лет теплые и умные остановочные павильоны появились в Челябинске, инвестором проекта выступила компания «Фортум». Энергетики предлагали распространить этот эксперимент и на Тюмень, но поддержки тогда не нашли.

Eвгений Борисов, Александр Чикунов и Вадим Быков еще очень долго не сдавались, не отступали от своей идеи. Они зарегистрировали юридическое лицо — компанию «Интех», вели переговоры с одним из крупных сотовых операторов в регионе, чтобы те выступили спонсором на условиях государственно- частного партнерства — подобную схему реализации проекта использовали, например, в Якутске. Там в числе спонсоров выступили Сбербанк и «Мегафон». Затем предлагали окупать содержание умных и теплых остановочных павильонов за счет размещения коммерческих точек, например, уличных кофеен. Меняли с течением времени отделочные материалы, дизайн помещения. Но все было бесполезно.

Свет забрезжил в начале этого года. В феврале организацию в Тюмени многофункциональных остановок общественного транспорта глава города Руслан Кухарук обсудил с представителями Сбербанка. Сформировали перспективный перечень из 152 таких остановочных пунктов пассажирского транспорта, 38 из которых могут быть отапливаемыми. Реализовать программу предлагалось через концессию. По расчетам экспертов, умные остановки могли окупиться лет через десять.

Но в апреле проект снова пришлось поставить на паузу. А в сентябре стало понятно, что и в следующем году финансирование ему не светит. Хотя нашлось предприятие, которое согласно воплотить идею умных и теплых остановок в жизнь. Свой вариант этой разработки рекламно-производственная компания «Димедиа» в феврале представила на международной выставке, посвященной интеграционным системам.

— В Амстердаме наш проект умных остановок вызвал большой интерес, — рассказывает Вадим Попов, генеральный директор компании. — Там мы выставляли вариант остановочных павильонов с сенсорными панелями, табло прибытия транспорта и другим оборудованием. Для эффективной работы такому оборудованию летом необходима грамотная система охлаждения, зимой — подогрева, кроме того, для устойчивой работы интернета надо подвести оптические линии. На сенсорные экраны можно выводить любую информацию — загружать карты города, режим прибытия автобусов, информацию для туристов и так далее. Eсли теплым и умным становится общественный транспорт, то и остановки должны быть ему под стать.

ФОТО С САЙТА BESTLJ.RU

***
фото: Теплая остановка в Якутске.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта