X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Внимание! Жизнь проходит…

Читка производственно- экологической драмы Eкатерины Августеняк «Цикл индекса» (в воскресенье в «Космосе») началась с мучений некоей Нины, дизайнера. Она создала ужасно сложную карту страны, в ней тысячи слоев и деталей.

Мы видим лицо Нины на экране, который возвышается над другими героями пьесы и над зрителями. Нина сидит за своим компьютером, то есть и мы, и актеры находимся как бы на ее мониторе. Нина сетует: с самого начала нужно было создать внятную систему. Но в какой-то период времени это было невозможно. А теперь необходимо срочно подвинуть страну, нельзя оставить ее как есть — иначе пропадет вообще все. Но сделать это сложно, ведь один слой карты цепляется за другой, некоторые лишние детали связаны с деталями необходимыми. К тому же работу Нины то и дело прерывают случайные реплики героев, будто реагирующих на ее действия: «А кур чем кормить?» «Ты видел этого медведя?» «Теплые течения…» В общем, лучшую метафору на ситуацию с экологией в России подобрать трудно. Экологические проблемы необходимо решать прямо сейчас, но их причины так глубоко и так цепляются друг за друга, что уже при поверхностном взгляде на это опускаются руки. Но Нина не сдается.

«Цикл индекса» — это научное определение процесса циркуляции холодных и теплых течений (как объяснила автор пьесы — была возможность с ней пообщаться после читки). Вот и ее текст состоит из нескольких сюжетов-течений, которые то сталкиваются, то подныривают друг под друга. Первое из них это рабочий чат, где готовятся представить проект развития сельских территорий. Для этого авторы проекта с помощью текста и картинок, найденных в интернете, создают некую российскую деревню, которая существует только на бумаге. Второй сюжет — это популярная игра «Майнкрафт», ее суть в том, чтобы создавать свои виртуальные миры. Герои пьесы тоже создают свою деревню и даже семью. А герой под псевдонимом Президент то и дело грабит несчастных жителей своего виртуального мира (их не жалко, они же виртуальные). «Как в жизни», — шутит он. Но после поправляется: «конечно, в жизни я ничего не ворую».

В конце концов, во всей этой кутерьме происходит какой-то сбой. Мы вдруг понимаем, что герои пьесы не существуют на самом деле. Они мертвы. Они живут только в виртуальном мире. И они меняются с Ниной местами, она появляется на сцене, а остальные актеры исчезают. Через экран они зовут ее присоединиться к ним в идеальном виртуальном мире, но она отказывается. По странным на первый взгляд причинам. Из- за того, что вспоминает, как отрывала заусенец на пальце зубами. Из-за того, что ей хочется увидеть, как она состарится, и ей нравится необычная текстура целлюлитика. Из-за человеческих прикосновений.

Совершенно разные сюжеты вдруг вплетаются в один — в историю о нашей включенности в нашу собственную жизнь. Экология — это наше деятельное неравнодушие. Благоустройство деревни невозможно совершить, хотя бы раз не побывав в ней. А жизнь проходит мимо нас, пока мы создаем семьи в «Майнкрафте».

Но о том, как включиться в жизнь, рассказывали на этих выходных.

Катя Христозова, Андрей Черных

Стена-психолог и порт-ключи

Таля Горева — задорная и молодая художница, что успела примерить на себя уже 20 профессий. «И это только те, что я сразу могу вспомнить», — смеется она. Просто ей было интересно все попробовать, такой уж она человек.

Горожане могут ее знать по стрит-артам на стенах и щитках «Ростелекома». А в воскресенье Таля открыла собственную выставку фотографий в «Конторе пароходства».

— В какой-то момент я поняла, что мне будто открылся второй слой окружающего мира. Я его называю изнанкой города. Я вижу не просто дом, а дом, у которого есть лицо и оно выражает (правда выражает!) определенную эмоцию, — поделилась Таля.

Работы Горевой необычные, их дополняют остроумные подписи. Вот на крупном камне стоит мальчишка, уткнувшийся в телефон. «Памятник современному ребенку» — подписывает Таля. В коробке с зелеными грушами лежит одинокий помидор, подпись «Иммигрант». В окне автобуса отражается женщина, а за окном небо, потому кажется, будто ее портрет нарисован в облаках, это — «Лица города». А вот стена, на которой написано «Ты личность». Таля рекламирует: «Стена-психолог вернет вам веру в себя. Быстро, качественно, бесплатно. Результат гарантирован».

Посмотреть на город взглядом Горевой невероятно интересно. Здесь вам и дома с усами, и автомойка — вылитая Оленна Тирелл из «Игры престолов», порт-ключи из «Гарри Поттера», и коты вместо камер наблюдения. Все работы Тали, в том числе и те, что не попали на выставку, можно увидеть в Инстаграм по тегу «Ковер на асфальте».

— Не один раз было такое, что я шла с кем-то по улице, останавливалась сделать фото, а человек удивленно восклицал: точно, а я и не заметил даже, — говорит художница.

И призывает нас замечать.

Рок-н-ролл и экология

На экологическую тему в эти выходные говорили очень много. В «Конторе пароходства» в субботу прошел экофестиваль. А фестиваль модной индустрии «Upcycling life» пусть и запланирован на 3 ноября, уже проводит онлайн-лекции о том, как быть модным и не вредить окружающей среде.

Впрочем, самым зрелищным манифестом, конечно, был премьерный спектакль этого месяца в «Ангажементе» — «Остров сокровищ». Eго показывали в субботу. Смелой рукой режиссера Виталия Криницина действие произведения было перенесено в далекое будущее. Помимо космических путешествий, в которых и происходят приключения пиратов, у этого мира есть глобальная проблема — Земля задыхается от мусора. Металлические цепи и декорации, невероятно красивые костюмы в стиле стимпанк, дым, огромные видеопроекции в зрительный зал, энергетика актеров, рок и вокал — все это незабываемое шоу. И, конечно, как во всяком семейном спектакле «Ангажемента», не лишенное морали.

А вот с точки зрения включенности зрителей — это уникальный спектакль. Во-первых, именно зрители выбирали актеров на роли. И даже выбрали одного актера из народа — Константина Белоусова. Во-вторых, зрители собирали для театра декорации. Цепи, железные бочки и 500 пластиковых пятилитровых бутылок. Вот такой образцовый пример вторичного использования пластика.

Кстати, и в спектакле, и на фестивале говорили еще об одной общей теме. Что разруха начинается в головах. Но там же начинаются и перемены к лучшему. Например, экологи на фестивале объясняют успех Швеции в переработке мусора взаимной ответственностью всех друг перед другом. Сосед чувствует ответственность перед соседом, взрослый перед ребенком, которому еще долго жить в этой стране, а чиновник перед гражданином. И без участия каждого из них решение экологических проблем было бы невозможно.

Все, что останется после меня

В филармонии в субботу состоялся концерт памяти художественного руководителя филармонического оркестра Eвгения Шестакова. Надежда Коваленко, музыковед, постоянная ведущая концертов, произносит его имя с привычными интонациями — так она обычно объявляет музыкантов, которые должны появиться на сцене.

Он и должен был появиться. Это первый концерт из цикла «Eвгений Шестаков дирижирует и рассказывает.», Eвгений Иванович сам выбрал композиции, оставил правки в партитурах. Впервые на тюменской сцене прозвучали произведения австрийского композитора Антона Брукнера.

— Этот концерт было очень важно сохранить и провести, ведь Eвгений Иванович сам просил об этом. Для меня стало загадкой, почему он выбрал именно Брукнера. Но он уже с больничной койки написал мне и попросил ничего не менять, — говорит дирижер Владимир Добровольский и даже показывает сообщение Eвгения Ивановича. — Дело в том, что у этого произведения было несколько редакций, мы играем вторую. Наиболее мрачную из них. Она о преодолении трудностей и стремлении к свету.

Прежде чем приступить к исполнению, Добровольский на несколько секунд поднимает лицо к потолку, что-то шепчет, после выдыхает, кивает и начинает дирижировать.

А Надежда Коваленко берет на себя роль рассказчика. Она говорит, что у замечательного композитора и музыкального педагога Брукнера все случалось поздно. Музыкой он начал заниматься в 30 лет. Многие его симфонии впервые звучали на сцене через десятки лет после написания. Eго расцвет как композитора начался в его старости как человека. Но, по крайней мере, он успел.

В выбранной редакции симфония Брукнера оканчивается драматически.

— Каждый увидит в этом драматическом финале что-то свое, — уверена Надежда Коваленко.

После мы обсуждаем концерт с коллегой. Сходимся на том, что если для нас смерть Eвгения Шестакова стала ударом, то что она для его близких и коллег — и представить трудно. Но держатся они хорошо. И вдруг коллега произносит интересную мысль:

— За него не обидно. Он прожил очень яркую, очень достойную жизнь. Любил. Оставил после себя замечательный оркестр, множество известных музыкантов о нем вспоминают только хорошее, и нет только музыканты…

И все равно, конечно, до боли обидно. Но с уверенностью можно сказать, что жизнь Eвгения Шестакова действительно не прошла зря.

***
фото: Стимпанк на сцене «Агажамента» ;Концерт памяти Евгения Шестакова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта