Возврату подлежит
Тюмень — город купеческий, и привычки жителей к добротному быту в нем тверды. Как и к отстаиванию своих прав на приобретение качественных услуг. Поэтому и в пандемию у сектора по защите прав потребителей городского департамента потребительного рынка работы хватает.
Впрочем, некоторые изменения в работе есть — об этом рассказала заведующая сектором Наталья Яцыкова.
На что мы жалуемся
67 процентов жалоб приходится на сферу торговли, остальное — на сферу услуг. 44 процента обращений связано с недостатками технически сложных товаров бытового назначения — мобильных телефонов, холодильников, компьютеров. 14 процентов претензий — к качеству мебели; семь — к качеству обуви, меховых (кожаных, пуховых) изделий; три — спортивных товаров.
В сфере услуг основной объем нарушений приходится на предприятия, где изготавливают и ремонтируют мебель, входные, межкомнатные двери, окна из ПВХ профиля — 27 процентов.15 процентов — на услуги по ремонту технически сложных товаров бытового назначения. На сферу медицинских услуг — семь процентов. Шесть процентов приходится на сферу пассажирских услуг, три — на туризм.
Зато в 2020 году совсем не было нареканий на качество ремонта автомобилей, тогда как в 2019 году в департамент поступило семь обращений. Все обратившиеся граждане получили консультации, в том числе по составлению претензий и исковых заявлений.
Новые веяния
В пандемию резко выросло число письменных обращений, которое раньше составляло только 20 процентов. Также сегодня у горожан более востребованным становится приобретение товаров, работ и услуг через интернет. Для многих это неизведанная территория, и случается, что недобросовестные участники рынка пользуются нашей неопытностью и правовой неграмотностью.
Обязателен ли суд?
Eжегодно более 80 процентов потребительских споров решается в досудебном порядке. Горожанам были возвращены деньги за некачественную обувь, мебель, ресивер, за ремонт стиральной машины, оказание юридических услуг. Все вопросы решались сектором по защите прав потребителей в зависимости от предъявленных продавцу (изготовителю, исполнителю) требований покупателей. Самый продолжительный срок решения сложившихся ситуаций — месяц.
К примеру, пенсионерка Надежда Eвгеньевна заключила договор с частной фирмой о замене резиновой прослойки на окнах. Представители фирмы неверно составили договор, назначали время — и не приезжали. С помощью сотрудников комитета Надежда Eвгеньевна составила список претензий, и сотрудники фирмы вернули ей 10 тысяч рублей, которые женщина отдала им за ремонт.
Работают специалисты сектора и с юридическими лицами: ежегодно более двух десятков предпринимателей и организаций города получают информацию по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей.