Включите Вивальди и дышите глубже
Мировое сообщество находится в поисках лекарства от коронавируса. А параллельно с этим ученые обнаруживают еще одну эпидемию — психологических заболеваний. Стресс нас сильно надломил. Впрочем, если вы чувствуете себя подавленным, обессиленным и усталым, кое-какое лекарство найдется.
Пусть об этом говорят часто и звучит это банально, но искусство действительно лечит — это доказано.
О том, как пережить насилие
Искусство способно вытащить нас не только из подавленного состояния, но и излечить от травмирующего опыта. В этом уверена психолог Ирина Захарова. Вот уже три года она проводит встречи для женщин на базе феминистской группы «Гербера». В воскресенье такая встреча прошла в интеллектуальном городском пространстве «Книги, кофе, разговоры». Ирина вдохновлялась группами самопознания для женщин, которые родились в США в 80-е годы. Это свободная и дружественная зона, где можно делиться опытом, о котором не принято говорить.
— Часто в насилии обвиняют жертву, а не преступника. Например, женщине говорят: была не так одета, пошла не туда, не в то время и так далее, — говорит Ирина. — Недавно я к своему огромному удивлению по центральному каналу увидела, как Александр Гордон обвинял девушку, подвергшуюся насилию, в том, что она не учится. И каждая такая девушка часто действительно думает, что была виновата в том, что с ней случилось, что ее история уникальна. В нашей группе она понимает, что не одна такая, что проблема обвинения жертв насилия системна. Но важно не только это, а сама возможность поделиться опытом и услышать слова поддержки.
Девушки борются, чтобы в России приняли закон, защищающий жертв домашнего насилия. Чтобы законом было предусмотрено, например, предоставление убежища жертвам, центры поддержки, бесплатная психологическая помощь, запретительный ордер — насильник не сможет приближаться к своей жертве, а также создание такой системы, в которой не только на жертву, но и на полицию ложится сбор доказательств насилия.
Пока закон отвергают в Госдуме под предлогом того, что государство не должно вмешиваться в семейные дела, а Александр Гордон ищет причину насилия в недостаточной образованности жертвы — неудивительно, что девушкам тяжело признаваться в таком опыте. Чтобы раскрыть участниц встречи, Ирина использует разные методики арт-терапии. В воскресенье это были метафорические ассоциативные карты — проективная методика. Участница встречи сама выбирает заинтересовавшую ее карту (на ней изображена картина) и рассказывает, что на ней видит и почему. Через эту призму легче выражать мысли и чувства, вы говорите не о себе, а о картине. Но психолог, задавая уточняющие вопросы, может помочь понять, что творится у вас на душе.
Как подготовиться к старости
Молодежный театр «Ангажемент» выдает премьеру за премьерой. И каждый раз удивляет их качеством. В эти выходные в театре показали спектакль «Угонщица» по пьесе Алексея Eньшина, современного екатеринбургского драматурга. Недаром Галина Юзефович сказала: «Воткни на Урале палку в землю, и оттуда польется литература». Очередная работа пришла к нам с Урала — и опять талантливая. Впрочем, даже хороший текст должен найти своего режиссера, который сможет его прочувствовать. Им стал Денис Рекало. С первых секунд спектакля он погружает нас в то, что мы называем магией театра, атмосферой, чем-то, что заставляет замереть и впитывать. Спектакль может стать пособием, как, не имея огромных денег и технических инструментов, заставить зрителя сказать «вау». Впрочем, вау — не главное впечатление от спектакля.
Рекало показывает нам трагикомедию о женщинах на краю жизни, в буквальном, временном, смысле. Язык не поворачивается подобрать к ним эпитеты вроде «стареющих», «пожилых». Мы как-то так и не смогли придумать нужное слово для женщины. Как уж только ни называли — серебряного возраста, пенсионерки. А теперь еще и предпенсионерки. В «Угонщице» героини — просто женщины, которые по какой- то нелепой причине теперь болеют, с трудом ходят, воспитывают, господи помилуй, внуков. Кажется, уже и о смерти думать пора — а жизни еще толком не было. История, как любят уральские писатели, с ними случается захватывающая. Появляется новость, что некие старушки, бывшие служащие депо, угнали трамвай, будучи нетрезвыми, — отмечали какой-то профессиональный праздник. Обслужили пассажиров на две тысячи рублей. А на эти деньги купили еще алкоголя и продолжили праздновать уже во дворе, где их и застала полиция. Одна из героинь впервые за сорок лет навещает другую — в уверенности, что старушкой, угнавшей трамвай, должна быть именно та. И застает ее в опустевшей квартире, еле ходящей, но все такой же невыносимо гордой…
В сюжете сталкивается многое — молодость со старостью, любовь с глубочайшей обидой, приключения и лирика, комедия и трагедия; поднимаются проблемы остросоциальные и просто семейные. Из-за этого коктейля приходит и понимание, что нет никакой старости, которая случится когда-то потом. Никто не принесет нам извещения, что мы теперь стары, не переменится наше сознание, просто наша жизнь однажды закончится. И по сравнению с этим глобальным концом все остальное — мелочи. Страх перед агрессивными соседями, страх выйти на улицу, на митинг или сделать что-то совершенно безумное… Например, попросить прощения.
Спектакль станет прекрасной психотерапией для зрителей почти любого возраста. Предупреждаю: предстоит поплакать. Но грусть эта будет светлой.
О правильном восприятии
«Наверх с художником» — один из самых неоднозначных проектов музея имени Словцова. Картины развешиваются прямо на лестнице, никакого специального освещения, экспозиция получается разорванной. Чаще всего посетители знакомятся с ней по дороге на «настоящую» выставку в зале. А эти картины висят вроде бы как голые стены украсить.
Недавно эти стены украсила выставка «Очарование пейзажа» Веры Бобер. Автор (она 1993 года рождения) уже член регионального Союза художников. Eго председатель Александр Новик, кстати, обращает внимание на умение Веры работать со светом. Такая похвала дорогого стоит.
Сама Вера — пейзажист и влюблена в природу. У нее есть удобные сапоги, чтобы ходить по болотам, что она делает нередко. Она любит рисовать в ветреную погоду, так картина получается динамичной и живой. «И пусть палитра и холст постоянно улетают», — смеется девушка. На ее картинах — все оттенки тюменского неба. Она любит и умеет рисовать облака. Тревожные, хмурые, висящие свинцом над полем. Мягкие, воздушные и легкие. На этой выставке Вере хотелось передать лиричное настроение переходного периода от лета к осени, когда все еще тепло, но краски постепенно блекнут, и приближаются холода. У нее получилось.
Я с удовольствием смотрю на эти работы и думаю, что художнице, должно быть, обидно такое размещение. Некоторые картины вовсе оказываются в тени и только из- за этого теряют часть своего очарования… Это и называется проекцией, недаром говорят, что не стоит думать за других. Ведь сама Вера персональной выставке рада.
— Да, повесилась на лестнице, — говорит она. — Зато в музее! Да еще и говорят, что висеть буду долго, до конца года. Многие увидят работы, я этому очень рада.
О том, как успокоиться
В органном зале филармонии в воскресенье слушали концерт Антонио Вивальди онлайн. Это в рамках работы того самого всероссийского виртуального зала. На записи исполнял музыку ансамбль солистов Московской филармонии «Мадригал», основанный в 1965 году. Именно в исполнении «Мадригала» в нашей стране впервые зазвучали шедевры западноевропейской музыки Средневековья, Возрождения, раннего Барокко, сцены из опер и мадригальные комедии, литургические драмы и духовные мистерии. И Вивальди звучит у них великолепно. Проигрывает ли запись живому исполнению — к гадалке не ходи, ответ «да». Но классическая музыка, звучащая с экрана или из наушников, все равно оказывает терапевтический эффект.
Eсли вы не успели на концерт, записи музыки Вивальди легко найти в интернете. И если тревога, усталость и потерянность одолевают, то можно включить эту восхитительную музыку, закрыть глаза и позволить себе хотя бы 15 минут не думать ни о чем другом. Должно помочь.
***
фото: Новая постановка театра «Ангажемент» — о женщинах, оказавшихся на краю жизни ;Облака Веры Бобер — переход от лета к осени.