Вся жизнь — «Футбол-хоккей»
Директору ФК «Тюмень» и ХК «Рубин», а также создателю и президенту МФК «Тюмень» Александру Попову завтра исполняется 60 лет.
Футбол и хоккей в его жизни с самого детства, но, конечно, тогда он не мог даже представить, что станет руководителем трех ведущих клубных команд региона.
— Как и все мальчишки того времени, хотел стать футболистом, — рассказывает он. — Играл в футбол с утра до вечера, а зимой — в хоккей. Сейчас наша организация, объединяющая футбольную «Тюмень» и хоккейный «Рубин», называется «Футбол-хоккей». Это ностальгия по детству. В советское время была такая газета. Eе продавали по понедельникам. Надо было вставать с раннего утра и идти в киоск. Там было все о нашем футболе и хоккее: кто играл, кто забил, кто отдал. Конечно, не хватало интересных статей и интервью, зато были все результаты. Мы, мальчишки, знали составы практически всех команд.
Ближайший к моему дому киоск располагался на улице Мельникайте, там работала знакомая продавщица. Я как-то подарил ей коробку конфет «Ассорти». Она знала, что если я не смог прийти утром, то зайду после обеда, и специально откладывала для меня свежий номер.
— В детстве у вас были авторитеты из мира спорта?
— Среди футболистов моим кумиром был Йохан Кройф. Он в свое время играл в «Барселоне», в сборной Голландии. В нем идеально сочетались и ум, и техника, и какая-то врожденная интеллигентность. Он привлекал игрой и тем, как в интервью рассуждал о футболе, привлекал своей порядочностью на поле и в жизни. Очень грамотный был человек.
— Вам нравится голландский футбол?
— Скорее, футбол «Барселоны». Именно Кройф привил клубу тот знаменитый атакующий стиль, в котором команда играет уже не одно десятилетие. Я ведь давно болею за «Барселону».
— А кумиры в хоккее?
— Владимир Викулов. Техничный игрок, скромный человек. Жалко, что остался без семьи, без дома, бомжевал. Умер на улице. Один из лучших игроков своего времени, одновременно один из самых недооцененных. Играл во втором звене и в ЦСКА, и в сборной России.
— Когда вы расстались с мечтой стать спортсменом?
— Когда пришел из армии, понял, что мне не стать профессиональным футболистом. Трудился шофером в Госбанке, возил инкассаторов. Там ты постоянно с оружием, сложно вырваться на тренировку, на игру, а я тогда выступал в чемпионате города. Позже захотелось чуть больше свободы. И стал водителем такси, где ты сам себе хозяин. Например, приехал на игру или тренировку, включил счетчик, поиграл в футбол те же два часа, потом оплатил в кассу то, что набежало. Так я спокойно мог выступать за команду завода медоборудования. Мне там зарплату платили — 40 рублей. Было это в 80-е годы.
— Затем вы организовали клуб с интересным названием «Подарки»…
— Да, название с юмором. Мы все время собирались одним и тем же составом поиграть в футбол. Продолжалось это лет 15-20. Началось, когда еще были школьниками. Все жили в разных микрорайонах, но каждое воскресенье играли в одном и том же месте — на площадке возле гаражей, где располагался магазин «Подарки». Намного позже, когда заявились в первую лигу чемпионата России по мини- футболу (это был полупрофессиональный турнир), вспомнили про тот двор и назвали команду «Подарки». Мы обыгрывали всех в городе, хотя вышли из дворового футбола. Мини-футбол — это и есть, в какой- то степени, дворовый футбол, тоже игра на маленьких площадках. Сами научились необычным финтам. Могли на двух квадратных метрах обыграть трех-четырех соперников двумя-тремя финтами. Такого сейчас, конечно, не увидишь, этому в спортивных школах не учат.
Часто играли на деньги. Матчи проходили в формате пять на пять. Скидывались по пять рублей с человека. Выигрывали по 25 рублей за игру, а среднемесячная зарплата была 120. На 25 рублей можно было хорошо посидеть в ресторане компанией из пяти человек. Как-то предложили зарубиться на маленькой площадке футбольной команде мастеров «Геолог». Этот коллектив шел тогда среди лидеров в первой лиге чемпионата СССР, а это весьма высокий уровень. За «Геолог» выступали такие технари, как Феоктистов, Умяров, Зарва. Играли на хоккейной коробке, с маленькими воротами. Нанесли им три поражения. Последний матч завершился со счетом 7:2. Они уже поняли, что шансов нет, отказались играть в четвертый раз.
— Вы добились всего, чего хотели, или еще нет?
— Я не считаю, что 60 лет это много. В душе мне всего 40, я полон сил. Впереди немало вызовов. Eсть мечты, которые хочется воплотить в жизнь именно в Тюмени, в родном городе, который люблю, ради которого работаю. Хочу, чтобы «Тюмень» победила в Лиге чемпионов по мини-футболу. И мы ее выиграем, я в этом уверен. Хочется, чтобы построили дворец спорта, чтобы ХК «Рубин» выступал в КХЛ. Одна из главных задач для меня, чтобы и в футбольной, и в мини-футбольной, и в хоккейной командах у нас играло 50-70 процентов местных ребят, чтобы для них создавались хорошие условия.
— При этом Александр Попов — не только футбол, хоккей и мини- футбол. Знаю, что вы очень любите лошадей…
— В детстве часто отдыхал у бабушки в деревне, пас лошадей, ездил на них. Меня всегда к ним тянуло. Говорил, что когда вырасту, заработаю денег и куплю себе лошадь. Так и получилось. Скакуны появились в 90-е. Совсем недавно построил собственную конюшню на участке у родителей. Сейчас там пять лошадей. У меня и дети на них катаются. Я люблю покататься по лесу, поскакать по полю, что называется, слиться с природой. Вообще лошади способствуют быстрому восстановлению.
— За что вы их полюбили?
— Они же красивые. Да и мы, дети советского времени, воспитывались на фильмах о Гражданской войне, об индейцах. Лошади всегда были близкими друзьями героев кино. Благодаря им выживали в те трудные времена. Знаю, что мои скакуны меня никогда не предадут. Так что мои лучшие друзья они, а не собаки.
— Как удается равномерно распределять между ними свое внимание?
— Eсть лошадь андалузской породы, которая мне нравится больше остальных, я на ней постоянно езжу. Грыз. Это сокращенное имя. Я ее зову Гризманн (футболист «Барселоны»). У нее мягкий галоп, она мощная, при этом послушная. В повозке же лучше остальных орловский рысак. Каждая лошадь хороша по-своему.
— У вас не было особо строптивых питомцев, которых приходилось долго приручать?
— Eсть один с характером, тот самый орловский рысак. Буквально пару дней назад он цапнул меня за палец. У него такой русский характер. Лошади иностранных пород более уравновешенные, спокойные, а наши русские все немного хулиганы. За ними надо глаз да глаз. Вот и в моем случае: доли секунды — и мизинца не было бы. Но это моя вина. Я не обратил внимание, что у него уши немного прижаты, может быть, нервничал. Хотя он меня побаивается, но бывает, что мы с ним боремся.
— Кто побеждает?
— Понятно, что я.
— Лошади вас любят?
— Лошади вообще любят людей, особенно тех, кто за ними ухаживает, поит и кормит.
— Вы считаете себя счастливым человеком?
— В какой-то степени да. Занимаюсь любимым делом. Получаю удовольствие, мне еще за это деньги платят. Детей вырастил. Они меня больше радуют, чем огорчают. Хотелось, чтобы сын стал хоккеистом, и он стал хоккеистом. Дочь работает в «Газпроме», тоже любит и футбол, и хоккей. В детстве даже занималась хоккеем, правда, недолго. Думаю, можно сказать, что я счастливый человек.
ФОТО АНО «ФУТБОЛ-ХОККEЙ»
***
фото: Хоккейные успехи Александра Попова (в центре).