X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лекарство есть, но его нельзя продать

— Алло, аптека? Мне нужен цефтриаксон.

— Здравствуйте, мы сейчас еще не можем его продать, позвоните завтра, может, появится информация…

Но почему нельзя продать лекарство, которое имеется в наличии?

Дело в том, что с 1 июля 2020 года в России введена обязательная маркировка лекарств «Честный знак». То есть появилась электронная система учета лекарственных препаратов, которая позволяет контролировать их движение по всей территории Российской Федерации. У промаркированных лекарств на упаковке есть специальный код, внесенный в электронный реестр.

Предполагается, что маркировка позволит изымать из оборота контрафакт и фальсификаты, препятствовать повторному вбросу лекарственных средств (когда препарат списывается с баланса медицинского учреждения), остановит нелегальную продажу препаратов, не подлежащих розничной торговле или требующих предметно- количественного учета, а также позволит контролировать доставку и ценообразование. Но покупатели почему-то узнали об этой системе только постфактум. Мы поговорили об этом с руководителем одной из сетей аптек нашего города. Он попросил не называть его имени.

— Я считаю, что прежде чем вводить такой закон, нужно было оповестить население о последствиях, — считает специалист. — Об этой системе стали говорить еще за год до ее введения, она требовала и программного, и системного обеспечения. А ввели ее в самый неподходящий момент — в пандемию. И теперь я постоянно на нервах, не могу людям объяснить, почему у нас нет нужных лекарств.

А их нет, потому что, во-первых, производители постарались сократить расходы, которые значительно увеличились с появлением «Честного знака». Особенно это касается недорогих лекарств. Eсли раньше цитрамон стоил три-четыре рубля, теперь он поступает в аптеку по 40-60 рублей за тот же блистер, и это цена производителя без наценки аптеки.

— Ассортимент уже частично вымылся, сегодня дешевые лекарства пропадают с полок, и я предполагаю, что скоро совсем исчезнут. Происходит лекарственный коллапс, — заключает мой собеседник.

Во-вторых, из-за введения системы регистрации некоторые зарубежные поставщики отказались с нами сотрудничать, так как не готовы тратить лишние средства на маркировку, и некоторые привычные препараты исчезли из аптечных сетей по этой причине. Возможно, навсегда.

Получая препараты, каждая аптека должна каждую коробочку, каждый блистер отсканировать, загрузить в систему и дождаться разрешения.

— У нас на складе лежат лекарства, которые сейчас массово необходимы, но мы не можем их выставить в продажу, так как они еще не прошли маркировку. Недавно прошел маркировку цефтриаксон, его раскупили за день — тысячу штук.

— Минпромторг, который является координатором проекта «Честный знак», заметив проблему с дефицитом лекарств, с понедельника перевел маркировку в уведомительный режим, что это значит?

— Что такое этот уведомительный режим? Мы должны получить у поставщика продукцию и вроде как можем сразу же ее продавать, а параллельно или задним числом маркировать в системе «Честный знак». А если после проверки в системе могут прислать информацию, что препарат, который уже продан, является фальсификатом или отозван. Мы окажемся в сложном положении. Мы вроде как уже начали адаптироваться к системе, а теперь нас просят все вернуть — это же просто невозможно. Причем это еще полбеды. Оказалось, областной Роспотребнадзор не в курсе разрешения Минпромторга, — продолжает высокопоставленный сотрудник аптечной сети. — Минпромторг разрешил продавать продукцию с отложной регистрацией, но Роспотребнадзор имеет право выписать нам за это крупный штраф. Мы, например, согласимся продавать продукцию, не прошедшую одобрение «Честного знака», таким образом у инспекторов Роспотребнадзора не окажется нужного документа, разрешающего нам торговлю. Поэтому сейчас многие аптеки, боясь штрафов, по-прежнему продают только ту продукцию, которая уже прошла одобрение системы «Честный знак». Таких проблем, сколько себя помню, никогда не было, — рассказывает руководитель.

— Алло, аптека, ну продайте лекарство, мне очень нужно!

— Пока мы не можем продавать этот препарат, у нас новая система…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта