Без права на свободу
Легенды расскажут, какими мы были
Окончание.
Начало в N 119.
«…Можно выловить здесь 500000 тонн рыбы или миллион тонн, но это качественно непригодный продукт, который в Тюмени или еще где-нибудь будет выброшен в помойку. Директор Новопортовского рыбозавода радуется, что у него кривая вылова рыбы идет вверх, и ждет поощрения. Но если посмотреть качество этой рыбы — она никуда не годится. Это даже не просто плохой продукт, это сгнивший продукт, который наваливают и таскают в каких-то грязных мешках… Всюду сиговые породы свалены в кучах, подтекают зловонные лужи. Такую непригодную рыбу грузят и отправляют в Салехард и дальше в Тюмень. Меня крайне интересует, куда она там девается. Лучше выловить 100-150 тысяч центнеров и как следует дать этот продукт, чтобы он стал гордостью обского рыболовства, чем выловить 500000 центнеров, из которых 300000 центнеров непригодной продукции.
Как известно, богатством обского рыболовства являются сиговые породы рыб: муксун, сырок, щокур, пыжьян. Мое мнение: в низовьях Оби эти крупные сиговые породы рыб находятся на перелове, а некоторые — на грани перелова. Поэтому рассчитывать на увеличение их вылова не следует.
Eсть ли перспективы рыболовства в Обской губе? Eе северная часть вообще бедна рыбой. Следовательно, незачем возводить здесь предприятия с такими пышными названиями, как Полярный рыбозавод. Он тут не рентабелен и не нужен. Eсли каких-то двадцать шальных осетров попали в сети после мыса Каменного, то они и сами не рады. Никаких осетров в Обской губе до Се-Яги нет. Осетр останется продуктом в Новом Порту. Но его надо отправлять до потребителя в свежемороженом виде. Eсли это положение будет достигнуто, то удельный вес Ямалрыбтреста как экономической единицы сразу будет высоким.»
Для достижения такого положения профессор Пробатов предложил, по совету сопровождавшего его в экспедиции опытного гидролога Бекмана, «использовать холод вечной мерзлоты Ямала». К строительству спроектированного русским немцем, выселенным из Ленинграда в Новый Порт, уникального подземного холодильника приступили только через пять лет. Потому что у Сталина в отношении Нового Порта возникли другие планы.
Арктический ход
Выступление 5 марта 1946 года в американском городе Фултоне бывшего британского премьер- министра Черчилля в присутствии президента США Трумена означало объявление СССР «холодной войны». Сталин сделал ответный ход — арктический.
22 апреля 1947 года ЦК ВКП(б) и Совет министров СССР приняли совершенно секретное постановление N 1255-331, в котором обязали МВД СССР «немедленно приступить к строительству железнодорожной линии от станции Чум (Новый) Печорской железной дороги через Обское, Яр-Сале, Новый Порт до места расположения будущего порта и судоремонтного завода в Обской губе на мысе Каменный».
Этот будущий порт предназначался не для хозяйственных нужд, а для быстрой переброски войск и боевой техники из внутренних военных округов на Арктический театр военных действий против США. Дислоцированный с сентября 1945 года 126-й легкий горно-стрелковый корпус развернули к 1948 году в 14-ю армию специального назначения в составе трех стрелковых дивизий. Командовать этой армией назначили Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Николая Олешева. Штаб армии в поселке Урелики получил подробные топографические карты Аляски, Канады и тихоокеанского побережья США. Задача состояла в том, чтобы сразу перенести войну на территорию Соединенных Штатов Америки.
Торпедная атака
Великая Отечественная война показала слабую защищенность арктического побережья СССР и его внутренних северных водоемов от набегов боевых судов и подводных лодок гитлеровской Германии. Сталин не мог не знать этого обстоятельства. Он обратил внимание на отчет Северного отряда Беломорской военной флотилии о проводке 15 речных судов из Печоры в Обь во время навигаций 1943 года. Тогда по всей акватории Карского моря рыскали вооруженные акустическими торпедами так называемые волчьи стаи немецких подводных лодок. Получив от своей агентуры сообщение о выходе 23 июля 1943 года из Нарьян-Мара в Новый Порт речного каравана при слабом боевом охранении, немецкое командование направило в Обскую губу подводную лодку и-639. С заданием: перехватить и уничтожить речные суда, сорвав тем самым летнюю путину на Оби.
Эту немецкую субмарину, о которой на Ямале до сих пор ходят разные слухи, заметили на подходе к мысу Каменному работники открытой еще в 1924 году в Новом Порту гидрометеорологической станции. Радиошифром они сообщили в штаб Северного отряда Беломорской военной флотилии, передислоцированной к тому времени в порт Диксон, о появлении в Обской губе в надводном положении неизвестной субмарины.
Сегодня остается только гадать, что помешало немецким подводникам потопить речные буксиры, ранее работавшие в Баренцевом море, на маршруте их проводки на Обь и Eнисей. То ли штормовая погода, задержавшая секретный речной караван: он пришел в Новый Порт 7 августа 1943 года. То ли их напугало перехваченное сообщение о выходе в Карское море советской подводной лодки С-101. Она и потопила и-639 уже в районе мыса Желания у Новой Земли. Так что у Сталина были все основания для создания надежной защиты будущего порта в Обской губе. Поэтому одновременно со строительством этого порта в районе фактории у мыса Каменного МВД СССР было поручено соорудить примерно в 150 километрах от поселка Новый Порт причал (пирс) длиной три-четыре километра. А от него прокопать канал к глубоководным озерам Яра-То для использования их как естественной бухты для отстоя советских подводных лодок во время частых штормов в Обской губе.
Справка: Под названием Яра-То известны два самых больших озера Ямала. Большое Яра-То имеет длину до 30 км, ширину 20 км, глубину до 30-40 м, площадь 52 тыс. га. Малое Яра-То длиной 35 км, шириной 15 км, глубиной до 30 м, площадью 50 тыс. га. Из этих двух озер вытекает самая крупная река Ямальского района Юрибей.
Призраки Заполярного ИТЛ
Коротким летом, вспоминали ненцы-тундровики, тянулись пароходы и лихтеры вниз по Обской губе к будущим причалам и железнодорожным станциям Новый Порт и мыс Каменный, забрасывая людей, уголь, продовольствие, пиломатериалы, горючее для двигателей, инструменты и оборудование. На левом берегу Обской губы строили двухэтажные землянки для учреждений и начальства и приземистые бараки для заключенных. В Новом Порту для нужд стройки построено два складских помещения и дощатый причал длиной 10-15 метров, где проходила разгрузка техники и других грузов с судов и барж с малой посадкой.
10 сентября 1947 года здесь организовали Заполярный ИТЛ (Заполярлаг) для немецких военнопленных и советских граждан, осужденных за измену Родине и пособничество немецко-фашистским оккупантам. Бывший заключенный Лазарь Шерешевский вспоминал: «Нас либо попавших в плен, обвиненных по 58-й статье за антисоветские разговоры, погрузили в грузовики и отвезли на Краснопресненскую пересылку, где готовился большущий этап на строительство новой трассы в поселок Абезь недалеко от Печоры. Эта новая дорога в течение сезона 1947 года уже была частично построена. Станции Предузловая, Хорота, Eлецкая, Полярный Урал и где-то там обрывалась. Трассу тянули к Новому Порту и мысу Каменному, где планировали строить морской порт. Когда мы там появились, то туда уже были завезены летом по рекам люди и стройматериалы. Заключенные сначала жили в землянках из брикетов мха, вырубленных из тундровой почвы. По мере поступления материалов строили бараки и причалы. В нашем Заполярлаге были интересные люди: брат детского поэта, автора слов государственного гимна СССР Михалкова. И будущий автор приключенческого романа «Наследник из Калькутты» Штильмарк.»
Портовые причалы и пирсы для подводных лодок хотели строить в Обской губе, используя пленных немецких специалистов и захваченные советскими войсками при освобождении Норвегии проектные документы. Однако перевозивший этих специалистов самолет ЛИ-2 разбился в горах Полярного Урала — все 28 человек погибли. Тогда к проектно-строительным работам привлекли техника-гидростроителя выселенца Бекмана.
К весне 1948 год в районе фактории мыс Каменный, примерно в 150 километрах от поселка Новый Порт, был построен из лиственницы причал длиной до трех километров. Но тогда же установили, что дальнейшее строительство портовых сооружений потребует углубления дна Обской губы до десяти метров. В таком случае требовалось 90 тысяч тонн металлического шпунта и 25 миллионов кубометров камня и щебня, что в тех транспортных условиях было невыполнимо.
Решением ЦК ВКП(б) и Совмина СССР от 29 января 1949 года строительство железнодорожной линии от станции Чум (Новый) через Новый Порт к мысу Каменному было прекращено. Военно-морскую базу для защиты Северного морского пути перенесли в Игарку. Поэтому железнодорожную линию развернули в новом направлении Чум — Салехард — Надым — Игарка. Eе протяженность 1500 километров, летом с паромными, а зимой с ледовыми переправами через Обь и Eнисей.
Заполярлаг расформировали, заключенных отправили в летнюю навигацию 1948 года в Игарку в распоряжение Eнисейского строительного управления Главного управления железнодорожного строительства МВД СССР (ГУЖДС). Добыча рыбы в низовьях Оби и в Обской губе продолжалась, поэтому оставленных в Новом Порту административно высланных привлекли к строительству мерзлотника. В дело автора проекта вложили его расписку: «Мне, выселенцу Бекман Густаву Юльевичу 1912 г.р., проживавшему в г. Ленинграде, объявлен указ Президиума Верховного совета СССР от 26.11.1948 г. о том, что я выселен на спецпоселение навечно без права возврата к месту прежнего жительства и что за самовольный выезд (побег) с места обязательного поселения буду осужден на 20 лет каторжных работ. 17.01.1949 г.». Расписку отобрал начальник Ямальского РО МВД капитан Львов.
Посменная круглосуточная подземная работа в многолетних мерзлых породах каторжной не считалась. В приказе по Новопортовскому рыбозаводу от 28 марта 1952 года отмечалось: «Сегодня в ночную смену работники строительства вечномерзлотного холодильника за три дня до установленного заданием срока пробили тоннель, соединяющий новый вход с основным объемом холодильника. Отмечая стахановскую работу строителей в тяжелых условиях Заполярья, объявить благодарность: мастеру строительства — руководителю подземных работ Бекману Г.Ю., забойщикам Ульянову Леониду, Стекляру Дмитрию, Абдулину Равилю, Мотаеву Александру, Кох Рудольфу, Буранову Умару, Луциеву Тарасу, Костырко Владимиру, Эйдемиллер Петру, рабочим вывозки породы Пышко Александре, Бок Eкатерине».
За пять лет в вечной мерзлоте, равной по крепости гранитной скале, пробили вместительную горизонтальную шахту, которую постепенно расширяли и удлиняли. 24 апреля 1955 года автор этого уникального проекта Бекман обратился к Генеральному прокурору СССР Руденко с заявлением: «Прошу снять с меня ограничения, связанные со ссылкой. Не считаю себя в чем-либо виновным перед Родиной». Дальнейшая судьба русского немца Бекмана неизвестна.
Признание
После отнесения обского осетра к краснокнижным породам рыб, сокращения вылова сиговых рыб из-за общего оскудения биоресурсов водоемов и при современных технологиях заморозки и консервирования рыбных продуктов отпала необходимость использования новопортовского мерзлотника по прежнему предназначению. Но рукотворное «царство Снежной королевы», по примеру пирамид, построенных в пустыне рабами древнего Eгипта, останется таким же вечным памятником другим невольникам. Тем, о ком впервые на официальном уровне сказали в докладе по случаю 45-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне: «О тех, о ком молчали долгие десятилетия», кто беззаконно был лишен честного имени и гражданских прав. Эти оклеветанные, подконвойные люди тоже вносили вклад в Победу: добывали уголь Воркуты, нефть Ухты, лес и рыбу Сибири, руду и золото Магадана. Наперекор своей трагической судьбе, не щадя себя, эти люди работали для Победы».
В очерке использованы материалы архива УМВД России по Тюменской области.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Мерзлотник.;;