Шалость удалась! Или не очень…
Денис Юдин, звезда театра «Ангажемент», в воскресенье сидит с другими актерами в подвале исторического здания по улице Перекопской, 5. По его виду понятно, что он лучше бы под землю провалился. То есть еще глубже под землю.
В этом разрисованном граффити подвале находится «Четкий театр». Каждую неделю актеры проводят читки (обычно это почти готовые спектакли) пьес современных драматургов. Профиль «Четкого театра» — это провокации, табуированные темы и творческие эксперименты. Задача — поддержать оригинальных и талантливых современников. Обычно тут несколько раз предупреждают: пьеса будет очень жесткой! Объясняют такие меры предосторожности тем, что боятся травмировать чьи-нибудь чувства. И заманить профессиональных актеров в этот подвал удается не всегда. А в этот раз получилось… Хитростью.
Драматург Валерий Шергин за несколько дней до читки узнал, что актеры из Кургана, которые и должны были в этот раз прочитать его пьесу «Наглая правда», не приедут. Эпидемиологическая ситуация смешала все планы. Перед ним встал выбор: самому за сутки подготовить читку или отменить. Впрочем, второй вариант он даже не рассматривал. Вместо этого он позвонил Денису Юдину, рассказал ситуацию и попросил помочь. Вот только пьесу отправить «забыл». Так что Юдин познакомился с ней, уже пообещавши свое участие. В тот момент профессионализм и уважение к драматургу не позволили Денису Алексеевичу отказаться. А хотелось!
— Когда я стал читать первую сцену, даже не поверил. Подумал, неправильно понял, — рассказывает Денис Юдин, смущенно пытаясь уместить высокого себя на небольшом стуле. — Честно, как для профессионала это неплохой актерский тренинг. Но вот нужно ли это все показывать сегодня. Скажу так: если бы у меня был выбор прийти сюда или заняться чем-то полезным, я бы лучше занялся чем-то другим.
Валерий Шергин в черной толстовке с накинутым на голову капюшоном стоит, прислонившись к стене, и флегматично оглядывает зал. На слова Юдина оборачивается к нему, говорит:
— Ах, да-да, извини, что так получилось, спасибо, что включился и помог нам.
Но по его хитрющим глазам и тону заметно, что он совершенно не жалеет о содеянной шалости. А ведь интеллигентному, привыкшему играть на сцене лирических героев Юдину в этот раз пришлось побыть в роли нескольких гомосексуалистов, сектанта, алкоголика и насильника. А первая сцена пьесы и вовсе начинается в постели.
— Люди знали меня как интеллигентного человека! — стонет он, прикрывая глаза ладонью.
Пьеса Шергина — чистый творческий эксперимент и черная комедия. Eму стало любопытно начать спектакль с героя, который покончил жизнь самоубийством, но по какой-то причине не умер, несмотря на простреленную голову и начинающееся разложение тела. Попутно он зацепил остросоциальные проблемы, задумался над смыслом жизни и существованием ада или рая (а еще над тем, что там нас может ожидать на самом деле). Впрочем, заканчивается все хорошо.
На мой взгляд, эксперимент получился сыроватый (у ребят был всего-то день на подготовку), но неплохой. Ведь притворяться, что некоторых сторон жизни или некоторых людей не существует, — нелепо. Кто-то обязан временами кричать: «А король-то голый!» И кажется, что у этого кого-то обязательно должен быть такой же смеющийся взгляд, как у Валерия Шергина.
На этих выходных было несколько поводов задуматься: а стоит ли нам вообще экспериментировать и делать то, чего никогда раньше не пробовали?
Начинать придется от старта
Валерий Арцер, заслуженный артист РФ, руководитель прославленного ансамбля народного танца «Зори Тюмени», на пресс-конференции, посвященной его бенефису 1 ноября, сообщает приятную новость — за все время пандемии ни один танцор его труппы не заболел.
Это он объясняет тем, что даже тренируются артисты в масках — просто балетмейстер дает им возможность чаще отдыхать, отдышаться. К тому же бодрит танцоров и конкуренция.
— Eсли ты болеешь, на твое место тут же встает другой, — говорит Арцер. — Так что если я вижу, что танцор маску снял или спустил на подбородок, я у него спрашиваю, хочет ли он вообще работать в этой постановке?
А когда организатор встречи с журналистами просит Валерия Валерьевича снять маску для красивого кадра, он отвечает категорическим отказом. 1 ноября ему тоже выступать на сцене в главной роли. Ведь в этот день будет его праздник — 40 лет в творчестве.
Он отсчитывает этот срок от первого выступления перед зрительным залом — оно случилось в семь лет и было успешным. Что неудивительно для мальчика, выросшего в семье хореографов. Но 40 лет — огромный срок. И в Валерии Арцере стала прорываться некоторая разочарованность ситуацией с народными танцами. Он говорит, что и финансирования мало, и профессиональных конкурсов для народных коллективов практически нет. Зато о своем новом проекте говорит вдохновенно. 1 ноября показали балет-откровение «Полночь в саду добра и зла. Вместе навсегда» в стиле театра танца. Валерий Валерьевич написал к нему либретто, зачитал, то есть выступил здесь сразу в нескольких амплуа: танцора, актера, поэта, постановщика.
— Я вижу, как сильно выросли в актерском мастерстве наши танцоры, как они вдохновлены этим новым опытом, — говорит балетмейстер.
Но понятно, что проектом вдохновлен и он сам. Вроде бы даже в шутку, а может, намекая, говорит напоследок: посмотрим, вдруг переименуемся в театр танца?
Видно, сколько сил вложено в эту работу. И времени — Арцер признается, что идея постановки варилась в его голове несколько лет. Саму работу уже однажды показывали на сцене, это был технический прогон (его-то я и видела). После него, по словам Валерия Арцера, поступило множество положительных отзывов. Поэтому я совру, если скажу, что моя рука не дрогнула написать все то, что вы прочитаете дальше. Но даже являясь заслуженным профессионалом в одной сфере, невозможно скачком перепрыгнуть на вершину другой. Чтобы подняться на другую гору, нужно начинать с ее подножья. И так получилось, что литературные эксперименты Валерия Валерьевича — это работы очень образованного и глубокого, но начинающего поэта. Это заметно. И то, что театр, пусть даже танцевальный, требует от постановщика чего-то иного, тоже видно. Однако действительно многим нравится то, в какую сторону двигается сегодня ансамбль. А главное, это нравится и вдохновляет самих участников. Значит, вершины покорятся.
А вдруг получится?
В филармонии в пятницу состоялся заключительный концерт юбилейного фестиваля «Алябьевская музыкальная осень». Сам фестиваль в этом году посвящен нескольким знаменитым людям, родившимся или работающим на нашей земле. Композитору Александру Алябьеву, оперному певцу Юрию Гуляеву, дирижеру Eвгению Шестакову. Впрочем, ценить гораздо важнее при жизни. Поэтому на заключительном концерте поздравили и несменную ведущую «Алябьевской осени», великолепного музыковеда с теплым (знакомым каждому, кто хоть раз бывал в филармонии) голосом — Надежду Коваленко. Заметно, как сильно она смущена вниманием и тем, что в этот раз бурные аплодисменты, взорвавшие зал, посвящены не музыкантам, а ей самой.
В этот день на сцене пели лауреаты конкурса имени Юрия Гуляева. Открылся вечер арией Иоланты из оперы Чайковского в исполнении солистки Московского музыкального театра Людмилы Кафтайкиной. Продолжился прекрасным выступлением Эльвиры Саниевской, солистки Тюменской филармонии, которая умеет играть на своих связках, как на музыкальном инструменте.
Валерий Кучеренко, финалист конкурса «Голос 60+», перед выступлением рассказывает о Юрии Гуляеве. Оказывается, судьба Юрия Александровича могла сложиться совершенно иначе. При поступлении в консерваторию Гуляева определили как тенора. И хоть он был в этом неплох, особой похвалы тоже не получал. Постепенно таял, растворялся в массе других учащихся. Пока его хороший друг не предложил ему попробовать петь баритоном. Для классического исполнителя это был смелый эксперимент. Но Юрий Гуляев на него решился. И стал звездой. Даже Иосиф Кобзон вспоминал о нем с восхищением. Когда все баритоны перед каким-нибудь концертом распевались, Юрий молчал. Чтобы в конце покорить всех диапазоном.
Певец исполнял и романсы, и оперу, проводил авторские концерты. Гуляев стал автором почти сорока вокальных сочинений. «Хороша была Танюша», «Под окошком месяц» на стихи Eсенина, «Я не обижаюсь» и «Воспоминание о полковом оркестре» на стихи Рождественского прозвучали в этот день на сцене. Завершился вечер песней «Желаю вам» Юрия Гуляева, которая прозвучала в исполнении заслуженного артиста России Александра Цинько.
.Конечно, не все наши эксперименты закончатся успешно, иногда нам придется стыдливо прикрывать глаза ладонью и желать провалиться сквозь землю. Но не делая шагов туда, куда еще не ступала наша нога, мы рискуем не прожить ту жизнь, которая на самом деле должна была бы с нами случиться, и так и не найти всех тех подарков, которые приготовила нам судьба. Ведь даже в неудавшейся шалости есть своя прелесть.
***
фото: Валерий Арцер.