Эффект домино в теплоснабжении
Общая сумма долга тюменцев за тепловую энергию превысила один миллиард рублей.
При этом в пансионатах на улице Олимпийской, которые обслуживает УК «Вектор», некоторые жильцы и не знали, что задолжали. К примеру, пенсионерка Мария Сергеевна из квартиры на четвертом этаже дома номер 20 по улице Олимпийской за голову схватилась, когда увидела цифры в сентябрьской платежке — 6444 рубля, из них в графе «центральное отопление» — 4441 рубль.
— Сколько лет живу в этом доме, такого не было, — вздыхает Мария Сергеевна. — Я ведь все плачу исправно, у меня все квитанции аккуратненько собраны, резиночкой перевязаны. Откуда такая сумма взялась? Без пенсии бы осталась, если бы все заплатила. Спасибо детям, помогли.
В чем причина резкого подорожания услуги, женщина так и не поняла. Хотя другие жильцы этого же пансионата (и еще 37 домов, которые обслуживает УК «Вектор») разбираться не стали, написали в прокуратуру жалобу на компанию УСТЭК.
Ситуация сложилась странная. В 2018 году вступили изменения в Жилищный кодекс РФ, которые давали собственникам право переходить на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими предприятиями. Этот процесс осенью 2018 года проходил и в домах, обслуживаемых компанией «Вектор». Жильцы проголосовали за это на общих собраниях. Оформление документов заняло три месяца. Все это время плату за коммунальные услуги должна была начислять сама УК, но этого не делала. Многие жильцы отсутствие этой строчки в квитанции не заметили. А если и заметили, то только обрадовались — платить меньше. В итоге все вышло наоборот. Долг двухлетней давности к ним прилетел в этом году и попал как раз в квитанцию за сентябрь.
Прокуратуру, проведя расследование, признала счета обоснованными.
В этом году на прямые договоры с компанией УСТЭК перешли уже более 272 тысяч абонентов, и ни у кого из них не возникло таких трудностей. В УК «Вектор» прекрасно знают, что переходный период от платежей через ТРИЦ к прямым договорам с УСТЭК не означает, что в это время отменяется плата за теплоснабжение. Долги все равно придется отдавать.
Из всех коммунальных услуг теплоснабжение, с точки зрения роста задолженности, — наиболее уязвимое. Во-первых, тариф на эту услугу самый высокий. Во-вторых, во время отопительного периода невозможно ограничить или отключить подачу теплоносителя за долги. Дом, подключенный к системе централизованного теплоснабжения (таких в городе около двух тысяч), без тепла не оставят. Даже если управляющая компания не уложилась в сроки и не обеспечила переход к отопительному периоду, не получила паспорт готовности к зиме, который гарантирует не только исправность внутридомовых инженерных систем, но и отсутствие долгов перед ресурсоснабжающими компаниями. Второе условие — обязательное, иначе долги беспощадно прокатятся по всем. Накроют и жильцов, и предприятия, производящие или распределяющие энергоресурсы — газ, электроэнергию, воду. Получится эффект домино. Кроме того, на покрытие долгов придется направлять средства, которые планировались на капитальный ремонт и модернизацию систем теплоснабжения. Казалось бы, где наша квитанция и где масштабный ремонт теплотрасс? Но если так рассуждать, то некому будет и задавать вопрос, почему у нас на теплотрассе опять порыв?
Кстати, в этом году, несмотря на все трудности, компания УСТЭК в срок выполнила масштабную ремонтную программу, заменив 22 километра теплотрасс.
***
фото: Жители дома номер 20 по улице Олимпийской ахнули от суммы в квитанции ;Мария Сергеевна с платежкой.