Симфонический концерт в салоне автомобиля
В безупречном порядке по стенам мастерской развешены инструменты. В углу — стенд с колонками. В центре автомобиль. Андрей Саргин, специалист высшего класса, настраивающий звук в автомобилях, о себе и своем ремесле рассказывает охотно:
— В этом автомобиле звук не очень качественный. Но все можно исправить. Eсли пассажир в салоне машины слева, то звуковая сцена сводится таким образом, чтобы певца вы слышали с середины, как в зале на концерте. Контрабас стоит справа, саксофонист — слева, и вы таким образом их слышите. К тому же, из левого динамика, который к вам ближе, задержанный электронным образом звук будет тише, чем из правого, который от вас дальше. При правильном сведении звука вы получаете звучание, как в хорошем концертном зале!
Звук Андрей моделирует с помощью цифровой программы «Audison», разработанной итальянцами. Эта фирма выпускает великолепную технику, обучаемую и обучающуюся, подлежащую апгрейду. В программе разберется любой грамотный радиомеханик. С ее помощью как раз можно настроить те самые задержки сведения звуковой сцены. Фильтры HPF, LPF, BandPass — это звуковые срезы, которые настройщик делает с разных сторон, чтобы каждый динамик звучал правильно, чтобы не шли лишние частоты. Все лишнее срезается электронными фильтрами.
По словам Саргина, есть много хороших аудиосистем. «Burmester» — ручная сборка из Германии, «Symfony» — итальянская система (они комплектуют аудио, правда, только для Арабских Эмиратов), «Bang&Olufsen», «Harman Kardon». Но в большинстве машин апгрейд необходим. Спрашиваю, а колонок и динамиков сколько нужно?
— Да сколько угодно! Колоночки поставить может любой мастер, который понимает, где находятся плюс-минус, — говорит Андрей. — Самое главное — понимание, что мы делаем и как. Потому что современные машины — цифровые. В них вмонтирован оптический цифровой поток, который содержит в себе кучу сигналов, большой объем информации. И во всем этом заложен большой диапазон, слышимый человеческим ухом. Задача опытного мастера — декодировать систему и подать ее на усилители, чтобы пассажир через динамики слышал звук как можно чище.
Мастер перестраивает цифровой формат, старается правильно преподнести звук, деэквализирует его (эквализация — процесс обработки звукового сигнала эквалайзером). Потом ставятся приличные усилители, следом — приличные динамики. После этого берется обычный компьютер или ноутбук, на него ставится программное обеспечение и с его помощью сводится та самая звуковая сцена.
Спрашиваю у Андрея, как он пришел в профессию? Отвечает, что первые колонки собрал еще в пятом классе. В школе ему и его другу даже доверяли вести уроки физики, когда болел преподаватель. После долго работал на телецентре на видеозаписи, потом — в «Газпроме». Аудиозвуком занимается уже четверть века, официально — с 1998 года. Вспоминает, что тогда у людей были магнитолы, не у каждого CD.
— Про CD мы тогда не знали, они были только дома у некоторых аудиофилов. И нам говорили, что цифра — не очень хорошо, ненадежно. А потом все начало развиваться. Я возил технику из Арабских Эмиратов. Народ скупал все подряд. Потом понемногу пришло к тому уровню, что есть сейчас. Правда, сейчас рынок из-за пандемии сократился. Но желающие иметь хороший звук остались. Я никогда не работал в дешевом сегменте. Дешево бывает только в сказке. Я работаю в среднем и в дорогом бюджете.
— Люди, наверное, приезжают с определенными запросами и ожиданиями? Одни говорят: мне надо, чтобы звук был приглушенным, релаксирующим, другие — чтобы звук со всех сторон окружал, как в кинотеатре…
— Само собой. Но клиент должен четко понимать, зачем он приехал к мастеру.
— Вы получаете удовлетворение от работы?
— Да, хоть и зарабатываю немного. Но работать с кем-то и под кем-то не смогу. Контора — это я один, и все своими руками. У меня есть знакомые подрядчики, заказы выполняют отлично. Я на автомобильные соревнования делаю апгрейд, много занимаюсь проектированием. Макетировал вот модель корпуса из гофрокартона для низкочастотного динамика. После этого конструктор-программист в специальной программе прорисовал модель. После — на заводе лазером по моей заявке готовят корпус: гнут его на гибочном станке, сваривают. Я корректирую, обрабатываю, крашу порошковой эмалью и устанавливаю внутрь короба динамик, который работает в багажнике.
— А какую музыку любите сами?
— Разноплановую, но вырос на роке. Люблю Акселя Руди Пелла.
***
фото: Детали мастерской Андрея Саргина.