Стряхнул пыль с престижа
Олег Завьялов всегда найдет, к чему приложить руки, — он умеет вдохнуть жизнь в старую технику. Например, собирает мотоциклы и конструирует к ним коляски.
— Нашел в Кургане «Яву» 1971 года выпуска. Приятель говорил, что у его тестя в гараже стоит, пылится, — рассказывает мастер.
Запчасти к ней нашлись в Чехии — на родине мотоцикла, в Польше, в Турции. Как говорит Олег, понемногу собираешь отовсюду. Но разыскать и купить необходимые детали — только полдела.
— Я разбираю мотоцикл до винтика. Что-то шлифую, полирую, чищу… Трудоемкий процесс. И дорогое удовольствие.
Он купил «Яву» за 50 тысяч рублей, а за восстановление пришлось выложить около трехсот тысяч. Перечисляет: привести в порядок мотор — это 40-50 тысяч, выхлопные трубы — около 25-30 тысяч, покрышка — 3500 и так далее. Но для Олега, который в юности гонял на такой «Яве», этот мотоцикл бесценен.
— В те годы ездить на «Яве» было равносильно тому, что сейчас на «бентли», престиж невероятный! Их тогда еще было тяжело достать. Это очень хороший мотоцикл моего детства. «Ява» последней модели в 1989 году стоила 1100 рублей. Я сам на мотоцикле с пеленок, можно сказать. Сначала у меня появился однокольцевой двигатель от мотовелосипеда Т-4, в 50-60-е годы их выпускали. И в первом классе уже собрал себе мотовелосипед, поставил этот двигатель, бачок и гонял с другом.
— Какая еще техника у вас была?
— Лучше спроси, чего не было. Мопеды были всякие, «Рига», «Верховина»… Переделывал их, ставил двигатели от «Минска», от «Восхода». Мне все это было интересно, всему учился сам, пробовал, ошибался.
Сейчас мотоциклы, собранные его руками, мчат по дорогам многих городов России, а также в Германии, Финляндии. О мастере мотоциклисты узнают через знакомых и интернет. Олег шутит: «Сейчас жениться можно на бразильянке, сидя дома на диване, что уж говорить о рекламе».
Из раритетных мотоциклов он возродил еще и венгерскую «Паннонию».
— Она 1965 года выпуска, младше меня всего на три года. Товарищ ее достал, а я ему сделал, теперь стоит у него в гараже, как на подиуме, — рассказывает Завьялов.
Вот и «Ява» Завьялову нужна скорее для души. Eздит он на мотоцикле BMW, который привез из Японии.
— У «Явы» двухтактный двигатель, то есть нужно постоянно возить с собой масло, чтобы смешивать его с бензином, — так она заправляется. А у BMW уже четырехтактный, он на чистом бензине работает, — объясняет Олег. — Но вот «Ява» у нас в Тюмени пока одна, вроде в музее ретроавтомобилей у Михайлова стоит. А сейчас эту я сделал другу Мише и делаю такую же себе. На открытие мотосезона на них приедем. Людям же интересно. Прошло полвека, а они новые!
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: «Ява», какой ее получил мастер и как она выглядит сейчас.;