«Три пятерки» Максима Афанасьева
Вступление
Рассказывает Максим Афанасьев, мэр города Тобольска:
— Мое первое образование — высшее юридическое. Я работал руководителем юридического отдела в департаменте финансов Тюмени, позже возглавил правовую службу города. Тогда в плотном сотрудничестве с Eвгением Владимировичем Куйвашевым была разработана масштабная нормативно-правовая база городского благоустройства. А начиналось с правил благоустройства. Как сейчас помню — порядка сорока постановлений — нормативных актов, направленных на реализацию этого базового документа. Они и сейчас применяются. Я никогда не скрывал, что одно дело — написать правила благоустройства, а другое — их реализовывать. Я так прямо своим руководителям и говорил: если будет возможность, я готов. И вот через несколько лет уже другой руководитель администрации, Александр Викторович Моор, сказал: «Я знаю, ты когда- то говорил, что хотел бы уже своими руками в этой сфере поработать». Я ответил: пожалуйста. И, конечно, согласился…
Основная часть
— Округа города не похожи друг на друга. Калининский представляется более патриархальным, более близким к прежнему восприятию «столицы деревень». Даже чертеж его улиц повторяет прошлые века. А Ленинский… — все такое огромное. Я бы сказал, это промышленный, рабочий цех Тюмени. Большой цех. И его кварталы словно говорят — это вторая половина двадцатого века… И его благоустройство часто диктовалось вкусами и интересами заводов, вокруг которых строились жилые кварталы и то, что называется соцкультбыт А вам так сразу и предложили Ленинский?
— Ну какие были вакантные должности. Выбирать не приходилось.
— А если бы была возможность выбора?
— Я думал об этом. Могу сказать.
— И?
— Я даже сказал тогда: рисковый шаг. Давайте более опытного поставим в Ленинский — я же территорию Ленинского-то вообще не знал. Хотя и родился там, мое место жительства первое — район КПД. А жил я все время в Калининском. Говорю: давайте я пойду в Калининский? Я же его как свои пять пальцев знаю! Одно дело — технологии, подходы, принципы работы знать. Но, не зная территории, это очень сложно сделать. Везде свои особенности, территория, живут люди со своей ментальностью, предприятия, предприниматели… А Калининский — жил там все детство, школу окончил, университет… Все закоулки знал. Уже было полное понимание, как можно работать с территорией…
— И сказал Моор…
— Человек же он очень мудрый. Сказал: там, где ты все знаешь, — это уже отработанный материал… Вот если ты поработаешь там, где ты ничего не знаешь, и у тебя получится — вот это будет опыт тебе на будущее… Ну, я согласился и теперь могу сказать, что для себя сделал вывод: не надо ориентироваться на то, что ты знаешь — не знаешь. Территорию, например. Я подумал и для себя решил, что на самом деле есть возможность — зайти на новую территорию и сравнить с тем представлением, которое у меня было на тот момент о своих родных пенатах… В итоге подтвердилось, что это был исключительно правильный подход. Он в дальнейшем помог мне работать и на должности заместителя главы города, когда я курировал все вопросы. А так бы всю жизнь и знал только Калининский округ.
— Когда мы только договаривались об интервью, вы сказали: «Все самое интересное в Ленинском округе случилось, когда я там работал»…
— А я этого и не скрываю. Потому что когда я пришел в Ленинский округ — был 2013 год. А ощущение у меня было — что я попал куда-то в 2003-й. Общаюсь с коллективом управы и службы заказчика — период застоя! Многие сами тогда уходили, потому что понимали, что они просто не готовы жить так, как уже жил город. И не готовы были перестроиться. У сотрудников было одно представление: работа ради зарплаты, а не ради пользы, удовлетворения от того, что ты делаешь полезное для людей. Это нам заронил еще Сергей Семенович Собянин — быть лучшими, быть лидерами, быть правильными, слышать людей… Не дал сбавить темп в этом Владимир Владимирович Якушев… А все это складывается из мелочей, потом накапливается доверие. А здесь какое было доверие? Меньше вопросов задают? И слава богу. Меньше денег? Ну и прожили год. Никто не просил: а дайте на это! Дайте на то! Больше просишь — больше ответственности… Вот такой был подход.
— Помните, Собянин начал с самого центра города — все перелопатил: горсад, стадион… То, что было у всех на глазах, и эти перемены просто мозолили глаза… Не знаю, было ли ему так необходимо превращение городского сада в Цветной бульвар? Но это было в самом центре Тюмени и раздражало, заставляло думать и действовать… Это стало символом перемен.
— Я пришел в управу с двумя замами и задачей антикризисного управления, чтобы сменить стереотипы в управлении, и перезагрузка состоялась. Мы стали инициировать очень много предложений главе города, которые стали транслироваться и на другие управы. Инициативность помогает в конкуренции. Чем конкурентнее, чем больше инициативы, тем интереснее и для потребителя, для бизнеса. Мы не боялись ответственности, но понимали, что мы идем вперед.
С нашей инициативы изменились подходы к содержанию городских улиц и скверов. Вы не можете не помнить, какие возникали вечные недоразумения между службами, отвечающими за уборку города. Дорогу чистит один, тротуары — другой. Один дорогу почистил, другой тротуар не привел в порядок. Или хуже того — подмел тротуар и всю грязь сбросил на дорогу, на проезжую часть. Дорога включает в себя все элементы, в том числе и тротуары. А в городе действовала система: от бордюра до бордюра убирает дорожная служба, а все остальное — управа. Мы предложили провести ревизию всех дорог с распределением полного объема их содержания между управами и дорожниками.
— Eсли я вас правильно понял: прежде уборка территории шла вдоль дорог, а теперь стала поперек? То есть объекты уборки вы развернули на 90 градусов? Подрядчик получает часть улицы по всю ширину, с проезжей частью, обочинами и тротуарами?
— Да… Все должно быть включено. Дальше мы инициировали проведение паспортизации автомобильных дорог. Одно дело, что там в списке «улица Республики». А что в нее входит? Когда мы еще только писали правила благоустройства, то был принцип: не должно быть ничьих территорий. Теперь мы его внедрили. И это повлияло, когда мы получили титул «Лучшие дороги России». Потому что у нас все ранее выпадающие участки подобраны. А ведь именно они создавали впечатление неопрятности и неудобства для горожан. Мы создали прецедент одностороннего расторжения контрактов по уборке города. Была такая компания, которая создала себе неважную репутацию. Мы расторгли с ней контракт, и с тех пор подрядчики поняли — здесь есть спрос. Что есть правила и они обязательны для всех. Каждый случай ты делаешь уроком. Так, после строительства первого же сквера (на углу Республики и Тульской) мы включили в договоры обязательную оценку качества строительных и отделочных материалов. Eсли брусчатка — обязательно лабораторное исследование. Дорожные знаки? Исследование на светоотражение…
В отношении подрядчиков изменили методику оценки качества. По этой методике: если ты приходишь в город работать, то работай. Такой задали стандарт. Детализировали виды работ по содержанию. Чтобы не было неясности в их оценке. Дальше — инициатива по выявлению бесхозных объектов. Очень много их было. Помню: первое, на что я обратил внимание, — сквер с фонтаном за ДК «Строитель». Фонтан не оформлен, разнокалиберные опоры освещения… В округе не должно быть ничейных объектов, ничейных территорий — у всего должен быть хозяин. Начали находить хозяев. И, пользуясь инструментами, заложенными в правилах благоустройства, защищались от хлама, очень активно почистили округ от брошенных транспортных средств.
Занялись этим и в частном секторе. Как сейчас помню, первый визит — ознакомительный объезд округа сразу с депутатом. Альбина Михайловна Селезнева и Александр Александрович Лейс на первых порах определили для меня правильный формат взаимодействий. И вот мы едем с Лейсом впервые: там — дрова свалены, а тут вообще асфальта не видно… Eдем через год — асфальт виден, дров нигде не разбросано…
Все это не могло не остаться не замеченным людьми — это показали и открытые встречи с населением. Правило принимать на себя обязательства по существующим проблемам, возможность личного общения и сформировали уровень доверия к власти. Приходилось координировать работу, чтобы поднять этот уровень. Завязалась колоссальная дружба и понимание с территориальным общественным самоуправлением. На ежеквартальных встречах с ТОСами мы все планы согласовывали. И ты видишь, что команда твоя разрастается и движется в правильном направлении. Мы — первые в городе.
Заключение
— Вы горожанин. На ваш взгляд, что является приоритетами для городского жителя?
— Попробую перечислить. Первое — он хочет быть информированным. Второе — участвовать в принятии решений, которые имеют отношение к формированию окружающей среды… У него высокая требовательность к ответам на свои ожидания. И — быстрое привыкание к хорошему.
Эти моменты существовали всегда. Но настало время, когда этот вопрос встал в повестке федерального центра, когда стали называть эти вещи своими именами и федеральный центр стал требовать того же от регионов и городов, когда они вошли в нацпроекты. Eсли раньше руководитель мог или видеть, или не замечать этих приоритетов, то сейчас все это — документы, закон.
— Eсли бы вы все начали сначала, то что-нибудь сделали бы по- другому?
— Я бы ничего не менял. Я удовлетворен этими полутора годами, хоть это и был очень тяжелый период. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что работа главой Ленинского района — самый серьезный вызов в моей трудовой деятельности. Я усвоил за год: Максим, где бы ни был, терпи один год, первый. Старайся со всей отдачей вникнуть и настроить работу своих сотрудников. Почему один год? Потому что он очень тяжелый, этот первый год. И когда я был замом главы в Тюмени. И в Тобольске тоже. Год — четыре сезона, у каждого свои особенности, которые могут приносить сюрпризы. Как только ты пройдешь полный цикл всех событий, свойственных той структуре, где работаешь, ты уже уверен, что базовый год ты прожил и знаешь, что надо поправить, уже с собственным опытом. Даже по Тобольску вижу, пройдя календарный год, — следующий был намного легче…
Р.S. «Три пятерки», вынесенные в заголовок, это 555 дней, которые Максим Викторович работал в должности руководителя Ленинской управы. Редакция не ставила перед собой задачи выставить оценки его деятельности. Это просто совпадение. Но весьма интересное совпадение.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Максим Афанасьев, руководитель управы.