Не хочется, чтоб уходила история
Самым дорогим для нас всегда становится то, во что вкладываем максимум сил и энергии. Это правило Александр Лейс, заслуженный строитель России, директор компании «Дорстроймеханизация», не раз проверил на себе.
В 1973 году студотряд четвертого курса инженерно-строительного института направили на строительство автодороги Тюмень — Тобольск — от Сазоновского Бора до села Покровского.
— Это был первый выезд на практику. Мы сидели за конспектами, учили СНИПы, ГОСТы, но реальной работы не видели, на объектах не бывали, — рассказывает Александр Лейс. — В пятницу нас поселили на Мысу в новостройке на улице Беляева, 21. На следующий день выехали на объект. Суббота, нас там никто не ждал. Чем занять практикантов? Прораб показал на штабель досок: «Вот задание — все перепилить». И отправил на пилораму. К вечеру все было готово. Прораб только ахнул — мы пустили под пилу и весь резерв. «Ну что ж, — говорит, — вижу, не белоручки. Пора к настоящей работе привыкать». И отправил на строительство дороги. В то время в дорожных бригадах чуть ли не каждый второй был орденоносец. С таким статусом эти люди могли бы и не вкалывать, но они приезжали на объект затемно, задолго до рабочей развозки, проверяли технику, изучали фронт работ. Уходили, пожалуй, последними. Пахари! И мы прониклись огромным уважением к ним, к нелегкому труду дорожника.
Александр Лейс начинал рабочую биографию командиром ССО, прошел все ступени строительного производства — от мастера до руководителя строительного управления треста «Тюменьдорстрой», который основали специалисты из целинных Кустаная и Петропавловска, направленные министерством транспортного строительства СССР.
В 70-х годах объединения «Тюменьдорстрой», «Тюменьстройпуть», «Уралстроймеханизация» начали активно строить и ремонтировать тюменские дороги. До 1990 года СУ-932 и СУ-964 заасфальтировали улицы Дружбы, Малышева, Игримскую, Мельникайте, 50 лет ВЛКСМ, Пермякова, Харьковскую. В реконструкции нуждалась и улица Республики. По ней ежедневно моторный завод перевозил рабочие смены — тогда на предприятии трудились около 10 тысяч человек.
— Таких масштабных дорожных работ в центре города еще никто не выполнял, — рассказывает Александр Лейс. — Меня приглашает Сергей Шерегов (его в 1991 году назначили главой Ленинского райисполкома). И спрашивает: «Сможешь решить эту проблему?» Я уже был начальником СУ-964 треста «Тюменьдорстрой». Наше предприятие имело опыт выполнения заказов для нефтяников, газовиков, для гражданской авиации. Мы построили взлетно-посадочные полосы в Рощино, в то время в стране было немного аэропортов с двумя полосами. Объем работ на улице Республики предстоял большой, мы предложили сделать не только глубокую выемку грунта, поменять всю подушку, но и заменить сети. Сколько их и как они проходят, тогда еще никто не знал. Для ремонта главной улицы применили наработки из аэродромного строительства, усилили состав асфальтобетонной смеси, для просушки полотна использовали аэродромную технику. Потом, принимая объект, Шерегов сказал: «Мы доказали, что и у нас можно строить дороги оперативно, быстро и качественно».
С тех пор в Тюмени поменялась вся стратегия дорожного строительства. На следующий год тресту «Тюменьдорстрой» предложили комплексный ремонт полотна на улице Мельникайте, которая доходила тогда только до Транссиба, и пробили ее до улицы Федюнинского. Кроме этого, в середине 90-х годов дорожники треста отремонтировали улицу Харьковскую от Холодильной до Одесской, заасфальтировали улицу 50 лет ВЛКСМ от завода «Электрон» до Холодильной, построили улицу 30 лет Победы. Прокладывали водоводы и коллекторы большого диаметра по улице Одесской и Харьковской…
Особый период у Александра Лейса связан с десятилетием с 2008 по 2018 год. В это время он был депутатом городской Думы, его избирательный участок находился на Мысу, в районе, который он хорошо знал.
— Проблем по благоустройству и не перечесть, — вспоминает Александр Лейс. — Улицы в частном секторе не имели асфальтобетонного покрытия, были грунтовые или щебеночные. Целые кварталы, построенные туркменскими строителями по улице Жуковского, находились в плачевном состоянии. На дорогах — выбоины, во дворах — лужи. Без резиновых сапог из дома не выйти. Программа комплексного благоустройства дворовых территорий только-только начала реализовываться, денег выделялось мало. К тому же считалось, что сначала надо ремонтировать дворы в центре города, окраины подождут. Но я считал иначе. Глава управы Ленинского округа Игорь Шебеко поддержал меня, и мы сделали первый двор на Мысу — по улице Жуковского, 92-96.
Дальше методично, год за годом благоустраивали один-два двора в год. За 10 лет отремонтировали все дворы по четной стороне Тобольского тракта, за исключением одного, где дом признали аварийным. Кроме того, построены километры тротуаров, нанесена разметка на дорогах в частном секторе, обозначены пешеходные переходы, установлены ограждения проезжей части, опоры наружного освещения во дворах и вдоль дорог.
— Eдинственной моей болью осталось переименование улиц. Особенно обидно за улицу Строителей в поселке Матмасы. Когда-то ее назвали в благодарность сельским строителям, которые строили дома для аграриев по всей Тюменской области. Сейчас почему-то переименовали в улицу Пражскую. А в поселке Дорожников улицу назвали Дальней. Почему? Лучше б дали имя Василия Малкова, почетного гражданина города, который когда-то ее строил. Не хочется, чтобы уходила и забывалась история.
У Ленинского округа богатая история и большие перспективы на будущее. Он и дальше будет динамично развиваться, реконструироваться и расширять свои границы.
ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ, ПАВЛА МОРГУНА И ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Гилевская роща;Александр Лейс