Укрепляем цифровую оборону
Это как день сурка — открываешь новости, а там каждый день про очередной трюк цифровых мошенников. И знаете ли, дело тут не только в нашей обывательской наивности.
Минкомсвязи разрабатывает документ, который обяжет операторов мобильной связи устанавливать оборудование, позволяющее превентивно отсекать нежелательные звонки, в том числе и назойливые рекламные, которые поступают без нашего согласия. В этой сфере появился особый термин — фрод (от английского fraud — «мошенничество»), им обозначают трафик, при котором вызов абонента осуществляется по подменным номерам с использованием технических средств или несанкционированным использованием доступа к операторскому оборудованию. Мы сможем участвовать в этом противодействии, отправляя жалобу на конкретный номер. Оператор его проверит и в случае подтверждения заблокирует его.
В компаниях мобильной связи к нововведению относятся по-разному. Одни считают, что закупка и наладка подобного оборудования выльется в копеечку и скажется и на стоимости услуг. В других она уже действует, и абонентам предоставляют целый арсенал средств, которые помогают обезопасить связь и использование приложений на смартфонах. Например, банковских звонков. Они проходят проверку в центре трафика через антифрод-систему. Eсли звонок не подтвердился, его блокируют.
Кроме того, операторы предлагают пользоваться приложениями, которые сообщат нам о подозрительных телефонных номерах. Установка приложений не сказывается на размере абонентской платы.
В общем, пока речь идет о мерах, которые принимаются постфактум, когда шишки уже набиты. Предугадать появление новых опасностей представляется очень сложной задачей. Ведь мошенники — не кучка хакеров, а организованные преступные группы со своими разработчиками, менеджерами — это те самые звонящие «службы безопасности банков» и «адвокаты». В октябре сотрудниками региональной службы исполнения наказаний задержан некий гражданин, который пытался при помощи дрона переправить в исправительную колонию N 2 шесть мобильных телефонов и 19 сим- карт. В декабре была предпринята новая попытка поставить в колонию партию средств связи, а именно 33 телефона, 31 гарнитуру и уже 360 сим-карт. В этот раз гаджеты были замурованы в металлические трубы. Процесс выманивания у граждан данных (а в итоге — рублей) принимает промышленный масштаб. А ведь о том, что пострадали, мы узнаем уже по факту, когда денежки улетели на неизвестные счета или на наше имя приходят уведомления об открытых кредитах.
Традиционно преступники стараются сыграть на доверчивости, невнимательности и, чего уж скрывать, жадности, говорят в компании МТС. В интернете жертвы часто попадаются на поддельные сайты и мобильные приложения, через которые предлагается что-то выгодно купить или получить выплаты от государства. Традиционно много случаев передачи пострадавшими данных своих банковских карт — будь то форма на сайте или разговор по телефону.
Нам вновь напоминают простые правила, позволяющие обезопасить личные данные и деньги на счетах. Мобильные приложения можно устанавливать только из официальных магазинов Google Play или App Store. При этом лучше воспользоваться поиском в магазине по названию приложения, а не переходом по ссылке с какого- то сайта. Стоит проявить излишнюю бдительность, когда в личных сообщениях в соцсетях или мессенджерах, по телефону нас просят действовать быстро. Это самый излюбленный прием мошенников — не дать вам времени на раздумье. Звонки от банков, из полиции и даже от имени знакомых и близких — это приемы мошенников. Всегда и во всех случаях берем паузу и проверяем информацию. Плюс антивирус: даже бесплатная программа оградит от значительной части интернет-мошенников.
Что еще? Обновлять пароль не реже чем в полгода. Он должен быть сложнее комбинации даты рождения или имени. Причем для каждого приложения лучше использовать разные комбинации. И главное, не хранить их в чехле от того же телефона.