Теплоснабжение от и до
Батареи чуть тепленькие! Или — горячие, что не притронуться! Жалобы типичны для отопительного сезона. И то, и другое — крайность, которая никого не устраивает.
Хочется понять, кто виноват, что в квартире или в подъезде температура воздуха не такая, как хотелось бы. Самое простое — ругать тех, кто производит тепло. Хотя причин может быть несколько. Надо учитывать и качество работы управляющей компании, которая готовит дом к зиме. Паспорта готовности к отопительному сезону в этом году получили большинство УК и ТСЖ. Большинство, но не все. Энергетики подали тепло до границы дома, но как распорядились этим ресурсом обслуживающие организации — вопрос.
Так все-таки какую температуру должен иметь теплоноситель, чтобы мы и не мерзли, и не страдали от жары? Эти и другие вопросы теплоснабжения во вторник обсудили на заседании постоянной комиссии Тюменской городской Думы по благоустройству и городскому хозяйству.
Депутаты выслушали отчет департамента городского хозяйства о выполнении рекомендаций, принятых осенью 2019 года (тогда прошел день депутата по теме «Организация теплоснабжения в городе»). Отмечено, что при составлении плана капитального ремонта тепловых сетей на дворовых территориях надо исходить не из годового, а из двух-трехлетнего планирования. К такой работе нельзя приступать без проектно-сметной документации, а на ее разработку требуется время. Следуя этой рекомендации, в этом году отремонтировано 23 объекта, общая протяженность замененных труб составила около шести километров.
Проанализировали и возможность перевода на газ домов частного сектора, подключенных к централизованной системе теплоснабжения, на газ. Технические возможности для перевода всех 1935 домов имеются. Для этого собственники могут получить субсидию до 130 тысяч рублей. Предусмотрены и меры социальной поддержки граждан отдельных категорий — до 40 тысяч рублей. В 2020 году было принято 57 заявлений, сумма выплат составила 2,2 миллиона рублей.
— Достаточно ли этой поддержки и все ли могут ею воспользоваться? — задал вопрос депутат Александр Захаров.
Оказалось, что сумма рассчитывалась по списку работ, необходимых для подключения дома к газоснабжению, с учетом установки внутридомового оборудования.
— А кто должен оповещать людей об отключении теплоснабжения? — спросил депутат Сергей Пыхалов. — А то часто бывает так: батареи уже холодные, а объявлений никаких нет.
Семен Тегенцев, директор департамента городского хозяйства, ответил, что в обязанности единой теплоснабжающей организации входит уведомление управляющей компании о таких видах работ, а УК или ТСЖ должны вывешивать объявления на подъезд или разместить сообщение в социальных сетях и группах. Но даже если этого не сделано или человек информации не увидел, всегда можно обратиться в аварийную службу УК или в городской единый центр оперативного реагирования по телефону 45-15-20.
— Какой должна быть температура теплоносителя на выходе с ТЭЦ? Какой принят температурный график? — спросил депутат Александр Григорьев.
Тегенцев проинформировал, что действующий норматив, принятый еще в середине 60-х годов, составляет 150 градусов на прямой подаче тепла и 70 градусов на обратной. На этот режим настроено все технологическое оборудование, поэтому если и вносить изменения, переходить, например, на график 127х68, то действовать надо осторожно и взвешенно. Павел Перевалов, заместитель главы города, добавил, что теплоноситель никогда выше 128 градусов в магистральную сеть не подавался. Этой температуры достаточно. Из фактических расходов теплоносителя сформирован и существующий тариф.
— Главное — обеспечить нужные параметры теплоносителя в точке входа в дом, — подчеркнул Дмитрий Антипов, председатель постоянной комиссии. — Чтобы параметры работы систем, задействованных в подаче тепла, были стабильными, необходимо своевременно готовить сети и внутридомовое оборудование к отопительному периоду. Для этого разрабатываются и реализуются планы по модернизации и реконструкции тепловых сетей.
Председателя постоянной комиссии также заинтересовало, есть ли преимущества в системе подачи тепла по методу альтернативной котельной, которую уже применяют, например, в Оренбурге, а со следующего года — во Владимире и Самаре? Eсть ли смысл внедрять ее в Тюмени?
Приглашенный на заседание постоянной комиссии Eвгений Карташков, директор департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, пояснил, что суть альтернативной котельной в том, чтобы в определенном районе создать дополнительный источник тепла и сформировать тариф на подачу этого теплоносителя. В принципе, каждый вправе создавать альтернативные источники тепла, если их размещение не противоречит схеме теплоснабжения, но надо учитывать и множество подводных камней.
— Почему в Тюмени до сих пор оплата за одно и то же количество гигакалорий для населения разная? — не мог не задать вопрос Александр Захаров. — Для домов одного типа тариф составляет 984 рубля, для домов другого типа — 1836, а для большинства — 1274. Отчего такой разброс цен? И можно ли их уравнять?
Депутатам пояснили, что тарифы регулируются федеральным законодательством. Рост тарифа не может превышать индекса инфляции — в пределах четырех процентов. Да, в Тюмени действуют несколько тарифов, это связано с тем, что схема теплоснабжения была утверждена только в 2017 году, до этого времени работали две теплоснабжающие организации — УТСК и «Тепло Тюмени». Тарифы у них были разные, и этот разрыв до сих пор сохранился. Фактически те, кто сейчас платит меньше, платят по льготному тарифу, который покрывается за счет дотаций из регионального бюджета.
— Тариф должен быть единым для всех независимо от того, на каких сетях находится дом, — подчеркнул Дмитрий Антипов. — Но как это сделать? Повысить тариф тем, у кого он ниже? Или снизить тем, у кого выше? Пока решения нет. Eжегодно дотации из областного бюджета на эти цели составляют 1,6 миллиарда рублей. Возможно, такую сумму можно было бы с большей пользой направить на развитие социальной инфраструктуры.
Депутаты согласились, что вряд ли речь пойдет о том, чтобы всем снизить тариф за теплоснабжение до 984 рублей. Это нереально. Но необходимо понять, как действовать дальше. Дотации — вещь хорошая, но не очень надежная. Нынешняя ситуация показала, что в мире и в экономике все может внезапно измениться.
***
фото: Сергей Пыхалов.