Идут дистанционные войны
Государственная Дума вот уже второй раз переносит рассмотрение законопроекта о дистанционном образовании. Многие предполагают, что причина тому — сопротивление родителей.
Родители школьников выходили с одиночными пикетами и плакатами, мол, дети должны учиться в школе, а не на кухне. Собирались массово, объединялись в социальных сетях, подписывались под петициями. Основная активность пришлась на столицу. В Тюмени протеста почти не почувствовали. Но и без нашего массового участия это сработало. К изумлению многих, ведь законопроект уже был одобрен правительством и профильным комитетом. Коммунист Валерий Рашкин признался газете «Коммерсантъ», что удивлен такому развитию событий, ведь вероятность вытащить закон из думской повестки обычно небольшая.
Сам законопроект предлагает дать образовательным организациям право пользоваться дистанционными технологиями при реализации обучающих программ. То есть легализует дистант. Eсть весомый аргумент в защиту законопроекта — смертность от корона- вирусной инфекции среди учителей растет. Невольно вспомнишь международные новости: когда пандемия пришла в США, в Нью-Йорке преподаватели вышли на улицы с гробами в руках, эмоционально отреагировав на инициативу власти вернуться к привычной форме обучения. Педагоги боялись как за свою жизнь, так и за жизнь своих подопечных. Пусть наши учителя и не устраивают акции, и без этого понятно, что все неудобства дистанционного обучения не равноценны жизни.
Но и у родителей есть своя правда. Многие из них боятся, что дистанционный формат укоренится в системе образования и сохранит позиции и после пандемии.
«В документе должны быть четко обозначены условия, при которых возможен уход на дистанционное обучение, способы обеспечения преподавателей и учащихся необходимыми техническими средствами, а также право родителей выбирать схему обучения детей даже в условиях ЧС», — перечисляет недочеты законопроекта Валерий Рашкин.
Но совсем не факт, что родители смирятся даже с доработанным законопроектом. Их главные аргументы: низкое качество образования в дистанционном формате (особенно остро на это реагируют родители старшеклассников, которым скоро сдавать EГЭ), вред для здоровья (у детей зрение падает) и несправедливость. Последнюю родители видят в том, что открыто все, кроме образовательных учреждений. Они считают, что приоритеты были расставлены неправильно. Что обидели самых беззащитных.
Из всего это вытекает вопрос: и что теперь делать? Точного ответа не готов дать никто. Эксперты предлагают, например, передать больше свободы и ответственности в самый низ по вертикали власти. Вплоть до того, чтобы директора школ сами имели право принимать решение о форме обучения, ориентируясь на настроение родительского сообщества (ведь среди родителей есть и те, кто боится пандемии и выступает против перехода в очный формат), эпидемиологическую и образовательную ситуацию, состояние учителей и возможности школы обеспечить безопасность. Другие считают, что с дистанционным форматом нужно просто смириться и начать активную работу не по борьбе с ним, а по превращению его в эффективный инструмент обучения.
В любом случае во всей этой неразберихе есть явный положительный момент — родительское сообщество показало себя эффективным объединением, способным влиять на политику страны в лучшую сторону. Ведь законопроект действительно нуждался в доработке и в итоге должен быть доработан. Этот опыт объединения хотелось бы сохранить.
В остальном… президент Владимир Путин на недавней пресс- конференции, комментируя ситуацию с дистанционным обучением, сказал: «Я очень рассчитываю на то, что это рано или поздно закончится». А пока не закончилось, очевидно, что нам придется приспособиться и расставить приоритеты. В которых EГЭ, смею надеяться, никогда не станет важнее жизни.