От карамели крылья вырастают
Разве сладостями нас сейчас удивишь? Их россыпи в любом магазине, на любом прилавке. А удивляться так хочется. И детям, и взрослым.
Может, поэтому мануфактуры, производящие карамель в тех городах, где большой поток туристов, так быстро набирают обороты. Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Ялта, Адлер. В период затянувшейся изоляции и ограничений эти названия даже произносить сладостно. Но так далеко можно и не ездить. В Тюмени есть дом карамели «Ландрин». За три года объемы его производства выросли в семь раз! Только в этом году тюменцы съели более 50 тысяч карамелек на палочке.
— Когда начинали, боялись, что ничего у нас не получится, — говорит Таисия Шевченко, директор дома карамели. — Ну что такое леденцы? Любой домашний кондитер в состоянии их сделать.
Леденцы — да, а вот с фигурной карамелью сложнее будет. Чтобы сахарная масса дольше не застывала, была пластичной, чтобы из нее можно было буквально веревки вить, а из них лепить крендельки и завитушки, надо в определенных пропорциях добавлять глюкозный сироп. В остальном технология немудреная, особого оборудования не требует. Разве что нужен добротный крюк для растягивания карамели.
В «Ландрине» весь производственный процесс — на глазах у покупателей. От торгового зала рабочее место карамелье (так себя называют мастера карамели) отгорожено только стеклянной перегородкой.
«Ландрин» — название неслучайное. Eсть байка, что на Григория Eфимовича Eлисеева, владельца известного магазина на Тверской, работал кустарь Федор Лодыгин. По леденцам он был большой мастер, умел делать двухцветные сладости: одна половинка — белая, другая — розовая. Чуть позже, в 1848 году, Лодыгин, смекнув, что на себя работать выгоднее, открыл собственное производство, которое располагалось рядом с небольшой речкой Ландра, взял псевдоним Георг Ландрин и в конце концов вырос до поставщика императорского двора. Чем не поучительная история для современных предпринимателей?
Тюменские карамелье амбициозных целей пока перед собой не ставят. Хотя Таисия Шевченко уверена, что их производство вполне могло бы стать тюменской визитной карточкой, нашим туристическим брендом. Поэтому «Ландрин» в этом году принял участие в конкурсе «Тюменская марка» в номинации «семейное предпринимательство».
Дистанционный формат конкурса оказался на руку — экономил время. Не отрываясь от работы, можно было готовить презентации, участвовать в мастер-классах и семинарах.
— Нашими конкурентами были серьезные компании со штатом в тысячу работников и больше, — рассказывает Таисия Шевченко. — Голосование проходило через портал госуслуг, там ничего не подшаманишь, не накрутишь. Это не соцсети. В итоге мы заняли пятое место из 80 участников. Нисколько не расстроились. Ведь в числе призеров были, например, «Максим», у которого 28 предприятий, «Крепыж» с его громадной франшизой, «Тесла бургер» с сетью магазинов. И почти вслед за ними — наша маленькая компания. Разве это не победа? У нас просто крылья выросли. «Тюменская марка» была как глоток свежего воздуха. Когда постоянно варишься в собственном соку, останавливаешься в развитии. Поэтому то, что все мы были такие разные, не минус, а плюс.
«Ландрину» не раз предлагали оформить франшизу. Таисия Шевченко ничего против не имеет. Считает, что франшиза — легкий старт для работы. Но сама по себе она не сделает продукт популярным и востребованным. Да, тебе дают возможность сказать «а», но дальше — еще три десятка букв. Не так-то просто дойти до своего «я».
— Мы свою франшизу создавать не хотим, — говорит Таисия Сергеевна. — Потому что понимаем, какая это ответственность. За франшизой нужен тотальный контроль. Кто-нибудь что-нибудь сделает не так и испортит все дело. А мы за натуральный качественный продукт. Мы работаем не только на заработок, а хотим оставаться влюбленными в свое дело. Eсли не влюблен в то, что делаешь, то и заниматься этим бессмысленно. А любовь, хоть она и сладкая, всегда требует времени и сил. Без этого вообще никак.
***
фото: Карамелье Евгения и Полина.