Жюль Верн— настоящий писатель
Жюль Верн. Двадцать тысяч лье вод водой. Азбука-классика, 2014.
Сперва не о том. Михаил Светлов, бросая вызов всей литературе, в стихотворении «Живые герои» перечислил тех, кто убит безжалостными авторами. Тараса Бульбу и его сыновей, Анну Каренину, брошенную Львом Толстым под поезд. Старушку-процентщицу из романа Достоевского «Преступление и наказание». «Я сам лучше кинусь под паровоз, чем брошу на рельсы героя», — патетически восклицал поэт, полагая, что именно так должен всегда поступать настоящий писатель.
В одном из самых фантастических романов Жюля Верна рассказывается о подводном путешествии, которое совершил некий француз, случайно попав на лодку «Наутилус», созданную и управляемую таинственным капитаном Немо. Я не буду пересказывать захватывающий и через полтора века роман «Двадцать тысяч лье под водой».
На последних страницах романа «Наутилус», запертый британским фрегатом в тесной бухте, тараном прошел через корпус фрегата, потопив и корабль-охотник, и всю его команду. Француз, от имени которого ведется рассказ, чувствует, но не понимает душевных терзаний капитана Немо, который, как ему кажется, объявил войну всему свету. Немо мечется по морям и океанам (под водой, конечно), от Южного полюса к Северному, без остановки, пока не попадает у северного побережья Норвегии в чудовищный водоворот Мальстрим. Французу удается бежать и спастись, а «Наутилус» исчезает в пучине.
«…Однако что же сталось с «Наутилусом»? Устоял ли он против смертельных объятий Мальстрима? Жив ли капитан Немо? Продолжает ли он плавать в глубинах океана и вершать свои ужасные возмездия или же его путь пресекся на последней гекатомбе? Узнаю ли я, наконец, его настоящее имя? Не выдаст ли исчезнувший корабль своей национальностью национальность самого капитана Немо?» — этот абзац я прочел на самой последней странице книги «Двадцать тысяч лье.»
Но я же написал в заголовке, что Жюль Верн был, по формуле Светлова, — настоящий писатель. Он не бросал своих героев на произвол хотя бы и литературной судьбы. И находил им роль в одной из своих следующих книг. Пусть не главную, пусть второго или третьего плана, но они успевают ответить на вопросы, которые остались у читателя, перевернувшего последнюю страницу предыдущего романа.
Так случилось, например, с боцманом Айртоном из романа «Дети капитана Гранта». Который там побыл главарем шайки разбойников, но автор не позволил его повесить на рее, как он того заслуживал, а высадил на необитаемый остров Мария-Терезия, расположенный на 37-й параллели. А потом, в книге «Таинственный остров», главные герои найдут его, одичавшего, спасут и вернут в цивилизованный мир.
В том же «Таинственном острове» мы снова встретимся с «Наутилусом» и его капитаном. И узнаем, наконец, подлинную историю капитана Немо, в прошлом — сына индийского раджи, принца Даккара.