Принцесса под дождем
Люблю эпилоги.
Автор рассказывает, что случилось после того, как все закончилось. Подводит черту. Не оставляет читателя в неведении.
Однако не все авторы столь заботливы. Некоторые любят помучить. Например, вставляют эпилог в середину, как Зюскинд в «Парфюмере». Или пишут два эпилога, подобно Джону Диксону Карру в «Сжигающем суде»: сначала читатель получает разумные объяснения ужасов, потом, успокоенный, переворачивает страницу — и здрасьте вам.
Коварнее обманных эпилогов только открытые финалы. Бывают также альтернативные. Ну, это еще терпимо. Автор не дает читателю тревожиться за героя, раскрывает веер возможностей: вот один вариант развития событий, вот другой. Может быть так или может быть эдак… В отличие от альтернативного финала, открытый — полная неясность.
Считается, что книга с открытым финалом больше похожа на жизнь. Нет определенности, данной эпилогом. Нет проверенных и просчитанных вариантов, как в игре.
Прием открытого финала востребован, распространился широко, проник даже в детективы. Но я так и не приняла этот прием. Отвергаю его с детства, с тех пор, когда еще не умела читать и услышала впервые сказку Андерсена «Свинопас». Помню, как недоумевала и возмущалась: отец выгнал дочку из дома, жених бросил невесту в лесу — и это все?!
Уже во взрослой жизни посмотрела в театре кукол постановку Юрия Фридмана по андерсеновским сказкам. Режиссер, похоже, как и я, не был согласен с авторским решением «Свинопаса» и сочинил утешительную историю. Чуть позже, идя путем Фридмана, я набрела на мысль, что открытый финал «Свинопаса» является, возможно, началом другой известной сказки. Смотрите: в первой серии капризная принцесса не оценила подлинное чудо, живого соловья и живую розу, предпочла им подделки, за что была наказана, лишилась дворца и короны, жениха-принца, осталась одна под дождем; во второй серии промокшая под дождем принцесса пришла в другой дворец, к другому принцу, озабоченному проблемой подлинности, опять покапризничала и была вознаграждена, получила заново то, что потеряла в первой серии. Однако потом. И так далее. Открытый финал — золотой ключик для создателей мыльных опер.