Самая актуальная методичка
Eсли вы обращаете внимание на наглядную агитацию внутри общественных учреждений, то можете отследить по ней приметы времени. Eще недавно в холлах и коридорах висели плакаты об угрозе терроризма, до этого нас учили прятаться от ядерного взрыва, а теперь требуют остерегаться мошенников.
По статистике именно обман отнял пальму первенства у насильственных преступлений. Но, будем честны, нас обманывают не только злоумышленники. Помните, как депутат Госдумы Алексей Журавлев на федеральном канале переживал за изнасилованную в Дании черепаху? На самом деле ни одна черепаха не пострадала — ведь Журавлева в заблуждение ввели фейковые новости. В Инстаграме мы видим красивых женщин, почти полностью нарисованных при помощи FaceTune или какого-нибудь другого мобильного приложения, а в комментариях нас преследуют тролли, которые врут нам с целью вывести на эмоции. Да и современное искусство недалеко ушло, в нем существует целое направление — постмодернистская ирония. Здесь нас специально обманывают, чтобы посмеяться. В общем, все врут… Но не волнуйтесь, я с помощью творческих людей города подготовила актуальную методичку по противодействию этой напасти.
Доверяйте себе
В воскресенье в конторе пароходства работали мастерские современного танца. Много писать о них не буду, ведь мероприятие было камерным, почти полностью для своих. Вытащу оттуда только одну любопытную сценку. Представьте: две девочки пластично кривляются на сцене, очевидно, желая посмешить. Но шутка улетает в молоко, в зрительном зале сплошь серьезные лица. Тогда девчонки увеличивают градус абсурда. Но лица зрителей становятся еще более напряженными. В конце концов, девочки уже откровенно отыгрывают — изображают что целуются, а потом плюются, когда отходят друг от друга. Из зрительного зала робко доносятся смешки. Видно, что танцовщицы внутренне ликуют — до нас, зрителей, дошло!
Наши напряженные лица можно простить. Никому не хочется прослыть человеком, который не разбирается в современном искусстве. Но на самом деле стоит больше доверять своим чувствам и меньше думать о том, как должно быть правильно. Потренироваться можно в театре «Ангажемент». Здесь часто дают бой стереотипам и умеют оставаться на волне. 7 января театр отметил день рождения (не забудьте поздравить) — традиционно «Вечерами на хуторе», любимым рождественским спектаклем, гаданиями и колядками. Но до этого, 5 января, здесь показали премьеру, которая всколыхнула публику.
Театр взял поэму Александра Пушкина и поступил с ней справедливо. Пушкин был хулиганом и во многом революционером. Вероятно, он искренне бы расстроился, что стал в глазах современного юного читателя пыльной классикой. Поэтому он как никто заслужил быть реабилитированным на молодежной сцене. «PRO Руслана и Людмилу» — спектакль в кроссовках и джинсах, с применением современных визуальных технологий и нешуточным экшеном. При этом с бережным отношением к оригинальному тексту и с искренней любовью к чувству юмора писателя.
Зрители поделились на тех, кто решил, что с классикой так нельзя, и тех, кто искренне порадовался за Пушкина. Выбрать свою сторону в этом зрительском противостоянии можно 22 января — на ближайшем показе.
Принять таким, какой есть
В преддверии Нового года художник, кандидат философский наук Константин Шохов открыл свою выставку в музее имени Словцова. «Удаление и приближение» — выставка пленэрных работ из поездок в Крым, Тобольск, Салехард, Суздаль. Тюмень на полотнах тоже появляется.
Представьте себе окно, покрытое изморозью. Будто через него художник смотрит на мир. Фигуры на картинах сильно размыты, зато ярко выделяются цвета. «Не бывает дурных цветов, бывают дурные сочетания. Они обязательно будут звучать диссонансом», — уверен художник. Он не сомневается, что правильное сочетание цветов может дать зрителю куда больше, чем эстетический и визуальный опыт. Оно поможет услышать и понять состояние и впечатление художника от увиденного.
Кажется, что самым честным способом говорить со зрителем должен быть реализм. Но я не случайно выбрала именно художника Шохова. Он один из немногих, кто принимает наш город таким, какой он есть, со всеми его недостатками. Он не только рисует живописные старенькие домики, но не гнушается новостройками.
По словам художника, нужно искать не открыточные виды и места, а особенное состояние внутри себя от взаимодействия с миром. Eсли правильно настроить зрение, то главных героев для творчества вообще не придется искать и тем более выдумывать — они уже рядом, к ним просто нужно присмотреться. Подойти достаточно близко, чтобы разглядеть их значимость, как в работе «Трилистник в красном». Или, наоборот, отойти подальше и увидеть картину в общем, где каждая, даже некрасивая, деталь для чего-то нужна.
Новая искренность
За мной захлопывается дверь, и я остаюсь в темной комнате с кирпичными стенами. Рядом небольшая пожарная лестница, впереди — инсталляция. С помощью прозрачных тканей и проекции кажется, будто чьи-то руки парят прямо в воздухе посреди комнаты. Я оборачиваюсь, чтобы осмотреться, и вздрагиваю. По лестнице спускается человеческая фигура и, будто заметив меня, поворачивает голову в мою сторону. Но, к моему облегчению, не останавливается и исчезает в темном проеме двери.
Нет, я не привела вас в дом с привидениями, а ненадолго вернула в контору пароходства. Так вышло, что именно она стояла на передовой современного искусства, пока остальные наши учреждения культуры почти полностью погрузились в праздничную суету. Итак, это странное место — выставочный зал. Здесь Денис Протопопов, исследователь постцифровой культуры, дает лекцию о постчеловеческом теле (я удержалась от соблазна сказать «постлекцию», а он был — лекция прошла онлайн). На самом деле, под этим загадочным «пост» подразумевается взаимодействие тела с миром технологий. Мы с Денисом говорим о синдроме ложных вибраций — когда мы слышим, будто нам звонят, или чувствуем вибрацию телефона, но на самом деле этого не происходит. Так наш мозг пытается побудить нас схватиться за смартфон. Говорим о киборгах, то есть людях, для которых телефон является продолжением их руки и мозга. Но самым интересным оказался разговор, как технологии помогли нам врать, а художники — вернули нас к искренности.
Например, с этой целью Дрис Верхувен, нидерландский художник, погрузил себя в бокс в центре Берлина. Три стены бокса — прозрачны, а четвертая представляет проекцию экрана ноутбука. Внутри бокса художник воспроизвел свою квартиру (вплоть до туалета, который тоже оказался за прозрачной стеной). Eго задачей было назначать свидания в приложении для поиска партнера, все его переписки появлялись на стене. Сайты знакомств — вот где раздолье для обмана. Здесь принято выставлять себя напоказ, быть крутым, есть свои правила общения и самопрезентации. Но Дрис сломал стереотипы. Он выставлял самые обычные фото, предлагал потенциальным партнерам почитать друг другу книги, поиграть в шахматы или вместе приготовить завтрак. Вместо тела он обнажал душу и свои душевные потребности. Оказалось, что даже для фривольного приложения это чересчур. Немногие поняли художника. Зато Дрису удалось доказать, что самым интимным является вовсе не наше тело и даже не отправление естественных нужд. Интимны наши чувства. Именно эта интимность интересна, и именно в ней мы испытываем наибольшую потребность.
«Новая искренность» — вот одно из самых важных направлений в современном искусстве. Писатель Дэвид Уоллес говорит об этом так: «Ирония раскрывает разницу между тем, что было сказано, и тем, что подразумевалось, между тем, чем вещи хотят казаться, и тем, чем они действительно являются. Таким образом художники стремятся обнаружить и раскрыть лицемерие. Но ирония сама по себе бесполезна, когда нужно найти что-то на замену раскрытому обману… Следующими «бунтарями» в искусстве вполне может стать странная кучка анти-бунтарей, которые осмелятся отойти от ироничного взгляда».
Смелость быть честным — вот новая доблесть, к которой стремятся нынешние деятели искусства. Да и не только они. Кстати, дом с привидениями конторы пароходства и его странные экспонаты тоже посвящены этому. Тому, как в сегодняшнем мире виртуальных связей, многочисленных виртуальных призраков мы нуждаемся в чем-то настоящем.
.Так что хочу попросить прощения за свою многословность. Ведь в методичке по противодействию лжи не будет рекомендаций о том, как прятаться и кого остерегаться, в ней вообще можно оставить только одну рекомендацию — будьте смелыми. Чтобы суметь крикнуть: «Король голый!» Чтобы увидеть — иногда «голые» мы сами.
***
фото: Сцены из спектакля «PRO Руслана и Людмилу». ;