Выживут только влюбленные
Этот текст обещал быть печальным. Вместе с предпринимателями из наиболее пострадавших от пандемии сфер мы подвели итоги года.
Я общалась с руководителем агентства по организации праздников (там работают Деды Морозы, феи и трансформеры), основателем детского кафе и директором кинотеатра. Но 2020-й год они не считают роковым.
Здесь все зависит от того, с какой стороны смотреть, говорит Eгор Eфимов, директор ялуторовского кинотеатра «Премьера», член тюменской «Опоры России».
— Да, в выручке мы потеряли значительно и без поддержки правительства области не справились бы. А в конце прошлого года мы узнали, что нас, все кинотеатры страны, поддержит Фонд кино, так что встретили год полными надежд, — говорит Eгор Eфимов.
Кинотеатр «Премьера» как мог боролся весь год (например, организовывал показы под открытым небом), но заработать получилось только на зарплату сотрудникам.
— С точки зрения прибыли это был ужасный год. Но не все измеряется деньгами, — говорит Eфимов. — Я занялся этим делом, потому что мне хотелось развивать кино в России, и такая возможность у меня сохранилась. Деньги мы не заработали, но сплотились как команда. И поменяли отношение к зрителям. Как после войны воспринимаешь мирное время, так и здесь. Когда впервые после самоизоляции увидели очередь в кинотеатре, хотели каждого зрителя расцеловать, поблагодарить, что пришел, что выбрал нас. Но нельзя, мы соблюдаем меры безопасности. И не потому что, нам кто-то приказал, просто мы реально боимся, что кто-то из тех, кто к нам приходит, заболеет.
Эдуард Гонгадзе, основатель ивент-агентства «Хохлома», — по характеру человек-праздник. Там, где он появляется, моментально становится шумно и весело. Но даже он характеризует ситуацию с новогодними мероприятиями как. тухлую.
— Многие компании отменили корпоративы. Некоторые ушли онлайн. Другие отметили в подполье, выдавать их не стану, но скажу — все меры безопасности были соблюдены, — говорит Эдуард. — Средний чек значительно уменьшился по сравнению с прошлым годом, люди перешли к жесткой экономии. Мы провели всего четыре новогодних корпоратива, еще два онлайн, больше было поздравлений в офис, в маленькие коллективы. Но по эмоциям у меня ощущение, что я забежал в последний вагон уезжающего поезда. Eще в ноябре мне нечем было платить за аренду помещения. А в декабре как-то выправилось. Так что будем жить.
Ситуация на рынке праздников стала тяжелой. Многие ведущие мероприятий и аниматоры уронили цену на свои услуги. Эдуард считает, что это позволить себе могли только те, у кого услуги некачественные. Гонгадзе со своими Дедами Морозами и Снегурочками занялись продажей и доставкой елок, переключились на создание корпоративного мерча.
— Компаниям нужно было освоить бюджет, они начали вкладывать деньги в подарки, так что тут мы тоже успели немного подзаработать, — говорит Эдуард. — Год был тяжелый, но не могу сказать, что индустрия умерла.
Не замечали ли вы, что иногда фамилия определяет судьбу? Я встречала военных по фамилии Майоров, Командиров, а недавно познакомилась с Алексеем Сахаровым, владельцем кафе-мороженого «Золотой ключик».
С началом ограничений и тут резко взлетели цены на сырье. Поднимать цену на мороженое Сахаров не решился, побоялся потерять клиентов. Так, некоторое время работал по себестоимости. Потом потерял и эту возможность. Обычно «Золотой ключик» выезжал на разные фестивали, путешествовал по городам области — получалось заработать за лето. Сейчас мероприятия отменены. Пришлось взять большие кредиты — прежде таких сумм в долг Сахаров не брал. Но так как правительство пообещало сниженную ставку — рискнул.
Больше всего Алексей гордится, что удалось сохранить команду. А еще 2020-й год помог Сахарову осуществить мечту — стать настоящим мороженщиком.
— Многим производителям пришлось продать что-нибудь ненужное, чтобы купить нужное или просто чтобы деньги появились. Благодаря этому я смог купить фризер по вполне приемлемой цене. Это аппарат для производства мороженого, — говорит Сахаров. — Как раз оборвались многие поставки. И чтобы было что продавать, пришлось взять дело в свои руки. Правда, во фризере пришлось поменять две детали, заказать их в США. Сам аппарат обошелся мне в 220 тысяч, а детали — в 140 тысяч. Куча пошлин, ужасно дорогая доставка. Но оно того стоило. Мы делаем разные вкусы, продаем в контейнерах, развозим для частных лиц. Контейнер в 1,5 килограмма стоит 900 рублей. Плюс 25 вафельных рожков. Развожу по Тюмени, Тобольску и Ялуторовску. Я делаю свое любимое джелато — по итальянским рецептам.
Алексей Сахаров каждый месяц недополучает 25 процентов от прибыли прошлого года. С учетом того, что инфляция и цены только растут — потери значительные. Но он, как и другие мои собеседники, выглядит полным кипучей энергии.
Видно, правы те мудрые женщины, что говорят, будто влюбленного мужчину препятствия только раззадоривают. Чтобы выжить в самые тяжелые времена, нужно быть влюбленным. Хотя бы в свое дело.