Чудеса о возрасте не спрашивают
Сказка человеческой жизни пишется не один день. В ней обязательно будут и беды, и испытания, и злодеи, и герои, и предатели. Eсть в ней место и для чуда.
— Для меня всегда примером была жизнь моих родителей, сколько им пришлось испытать на своем веку: оккупацию, голод, плен, трудовой лагерь, наш дом в Любани сожгли фашисты, — рассказывает Тамара Кузнецова. — Израненным, обожженным вернулся с войны отец, мама почти ослепла. Но беды их не сломили, время и расстояние не разлучили, они до конца оставались вместе.
Конечно, что-то стерлось из памяти, что-то стало казаться лучше, чем было в реальности, но все же пример родителей оставался перед глазами, когда Тамаре пришло время создавать собственную семью.
— Муж работал в индустриальном институте, нам дали квартиру, — вспоминает Тамара Александровна. — Как подарок судьбы мы восприняли и его направление в аспирантуру Московского авиационного института. Перспективы блестящие! Вместе уехать не получалось, меня на работу не брали, прописку не давали, а сыну надо было идти в первый класс. Жили на два города. Он учился, а я работала. Вначале он приезжал часто, потом все реже, а однажды позвонил: «Нам надо развестись». Как развестись? Почему? Сорвалась, в ту же ночь улетела в Москву. Думала, поговорим, все уладим.
Звучит мистически, но Тамара Александровна до сих пор уверена, что ее мужа околдовали, ведь в том селе, где он родился (а он родом из Малороссии) многие женщины занимались ворожбой.
— Я совсем не готова была к разводу. Для меня это было катастрофой. Просила, умоляла. Вернулась опустошенной. Спасала только забота о сыне и работа. Брала дежурства в больнице и в праздники, и выходные. Сын меня понимал, поддерживал, многое делал сам. Приду с дежурства домой — а он, десятилетний, борщ сварил. Говорил мне: «Вот когда вырасту, женюсь, у моей невесты будет отец, вы поженитесь». А однажды на 8 Марта подарил мне колечко: «Надень его, не хочу, чтоб все видели, что ты не замужем».
Десять лет она смотреть ни на кого не хотела. Хотя, признается, ухажеры были. Даже бывший муж спустя какое-то время прислал посвященные ей стихи. Звучит мистически, но в день, когда он умирал, к Тамаре в окно залетела птица и, врезавшись в стену, упала замертво.
.Время шло. Однажды в солнечный апрельский день она «генералила» в квартире. Вдруг звонок. В бигуди, в халате с подоткнутым подолом пошла открывать. А на пороге мужчина. Представился сантехником. Трубы, сказал, надо проверить. Никакой он был не сантехник. Это соседки решили их познакомить.
По удивительному стечению обстоятельств у нее с ним фамилии оказались одинаковые. Наверно, судьба, решила Тамара Александровна, когда Василий Eфимович сделал ей предложение. Обоим было уже за 50. Жизнь его тоже побила и помотала — родителей репрессировали, воспитывался в детдоме. Сопереживание привязывает людей крепче всякой страсти. «Это было созвучие душ», — так говорит об их союзе Тамара Александровна. Вместе они прожили 25 лет. А потом Вася умер в больнице у нее на руках. За день до этого опять прилетел голубь. Сел на подоконник, начал стучать клювом в окно. «Улетай, улетай, — говорила она ему, — у нас же все хорошо».
.Снова она спасалась работой, только уже общественной — в обществе жертв политических репрессий. И однажды летним днем ехала в автобусе N 25. «Господи, как же тяжело переносить эту жару», — сказала в пространство. А разговор поддержал сидящий напротив мужчина. Она посмотрела: одет аккуратно, чистые ботинки. Валерий Михайлович, представился он. Слово за слово разговорились. Интересный человек, отметила она. Работал на Нурекской, Саяно-Шушенской, Красноярской ГЭС, в середине 80-х был директором областной книжной базы. С 2006 года стал членом союза журналистов, увлекся краеведением, собрал огромный материал по истории развития геологии, нефтедобычи в Западной Сибири, лесного хозяйства Тюменской области, о своей малой родине, о школе, в которой учился. А еще, как оказалось, их объединяет любовь к людям.
— Своих лет мы не ощущаем, хотя, конечно, уже не молодые, нуждаемся в заботе и внимании друг друга, — говорит Тамара Александровна. — Сейчас для нас счастье — благополучие детей и внуков.
Тамара Кузнецова и Валерий Калин вместе уже десять лет. А в прошлом году 25 ноября они сыграли и свадьбу.