Про обезьяну с удочкой и месть валенка
В книжной лавке мне попался сборник веселых святочных историй от классиков отечественной литературы.
Рождественские истории. А что в их основе? Только ли сюжет о чуде или про доброе дело? Уместно ли вести речь про авантюрное приключение? Размышляя подобным образом, я открываю книгу. И через какое-то время обнаруживаю, что и два века спустя описанные в книге сюжеты встречаются, да и многие характеры узнаваемы. Вытаскивают из памяти такие воспоминания, о которых, как ты думал, уже и забыл.
Вот неистребимо в нас желание узнать будущее, хотя бы чуточку подглядеть в замочную скважину. Будучи девушками молодыми и свободными, я и две мои подруги, Ксения и Ольга, в святочные дни запаслись воском, кухонной утварью, зеркалами. Одолжили валенок, искренне пообещав маменьке далеко его не забрасывать и вернуть в сохранности. Подготовились основательно, даже свет для большего антуража приглушили.
Растопленный воск медленно капал в медный таз. Любопытство одолевало. Вот первая картинка пошла. Смутно что-то напоминала.
— Давай свечой подсветим, по тени фигуру будет лучше видно.
— Ой, девочки, это же обезьяна с удочкой!
— Какая обезьяна? Задача другая стояла — показать суженого!
— Ну, так и показали тебе. Добытчик будет!
Повалившись на пол от смеха, мы развивали бы тему до бесконечности, но в самый пик нашего куража в комнату вошла мама. Увидев, что ее любимый медный таз заляпан воском, а достает она его лишь раз в год, чтобы довести до кипения перетертую с сахаром голубику, всплеснула руками.
— Слышала, вы тут обезьяну с удочкой нагадали, а мое вам предсказание будет про трех девиц с губками и тазом, отдраенным до блеска.
Очистив под шутки эту весьма важную для семейного быта утварь, мы накинули пуховики и выбежали на улицу бросать валенок. А морозно же было! В такие холода на Севере кажется, что на город опускается туман, он поглощает все звуки. Даже вечно дующие ветра утихают. Не то что неба, соседних домов не видно. Но, несмотря на это, очень хотелось мне тогда определенности (глупо, конечно, думать, что обувь подтвердит верность твоего решения). В общем, замыслила я переезд и искала ответы в символах, совпадениях, веря, что они неслучайны.
— А кто знает, где север?
— М-м-м. Так мы на нем и находимся. Может, на запад надо кидать? Eвропа все-таки. Мягкий климат, евро растет.
— Eсли все туда начнут кидать?
— Ну, на восток тогда.
— Так он и сам к нам скоро придет. Бросай уже, и пойдем чай пить. Холодно. Завтра посмотрим, где валенок. Ксюха, раскручивай ее.
Надо ли говорить, что ни завтра, ни весной мы валенок не обнаружили! За что опять оказались в должницах у мамы. Переехать все же удалось. Случилось это в юго-восточном направлении и только через десять лет. Видимо, потерянный валенок мне все- таки отомстил.