Категория Динары
В семье Мавляновых два микроавтобуса. «И скоро, наверное, появится третий», — говорит Динара Мавлянова так, как женщины обычно говорят о детях.
Хотя дети у Динары тоже есть.
За рулем общественного транспорта Динара 16 лет. Eе водительский стаж — 32 года. А права получила в девятнадцать.
Но это я не к тому сообщаю, чтобы вы быстренько подсчитали ее возраст (и оценили, как она прекрасно выглядит), а в качестве объяснения, почему она не помнит всех подробностей того дня, как впервые повернула ключ в замке зажигания.
Помнит только, что руки тряслись. И что машина была — синий ВАЗ-2103.
…В 2005 году у них с мужем было три маршрутки, на одной работал муж, на другой брат мужа, а на третьей сменные приходящие водители. Ну, знаете, как это делается? Один водитель машину сдает, другой принимает. Водители жили в одном общежитии, и однажды кто-то из них после смены предложил выпить по пятьдесят граммов. Никто бы, может, и не узнал, но наутро желтая «газелька» не вышла на линию. Динара помчалась в общежитие и кое-как вытрясла из еще не протрезвевших соседей по комнате, что пропавшие работники поехали в деревню Варвара, а это около ста километров от города по Тобольскому тракту. Пришлось искать машину в деревне. И, конечно, нарушителей дисциплины тут же рассчитали.
Муж предложил Динаре уйти из магазина, где она работала продавцом, и попробовать себя водителем пассажирской «газели». Незадолго до этого она и права получила категории Д (тоже была идея мужа — мол, лишним не будет). В общем, муж сказал: если получится, то отлично, а если нет, и ладно. Динара согласилась не раздумывая, потому что рисковать и переживать за машины больше не хотела.
— Первое время вам, наверное, приходилось доказывать мужчинам-водителям свою профпригодность?
— Мне доказывать, что я работаю не хуже мужчин-водителей, приходится на протяжении последних шестнадцати лет. Иногда бывает обидно: в расписании между микроавтобусами стоит интервал пять минут, а мужчина-водитель опаздывает на 15-20 секунд. Это нормально, ему никто ничего не говорит. А если опаздываю я, то сразу в рабочем чате в мой адрес пишут гневные сообщения. На выпады я не отвечаю, потому что с самого начала была предупреждена о таком отношении. Мне так и сказали: «Динара, ты женщина, которая сунулась в мужскую работу, поэтому молчи». Глотаю слезы и еду дальше.
— Бывают ситуации, с которыми вы не можете справиться?
— Eсли сломался автобус, то на помощь приходит скорая техническая помощь. Eсли в салоне сидит пьяный, то молча еду до конечной остановки. Там подхожу к ребятам- водителям и прошу вывести неадекватного человека. В подобных ситуациях они никогда не отказывают.
Динара смешно называет конечные остановки «конечками». Они, эти «конечки», долгое время были проблемой городской власти: часто это был окраинный пустырь, где есть место для разворота и. больше ничего. Разве что покосившийся туалет с выгребной ямой. Не лучшие условия для отдыха водителя, тем более женщины. Но Динара прерывает меня, говорит, что на маршруте, где она работает три последних года, на конечных остановках есть туалеты, проблем нет. И вообще для водителей созданы все условия для комфортного вождения, добавляет она. И перечисляет собственные критерии водительского комфорта: качественные дороги без ям и открытых люков, видеокамеры на перекрестках, приучающие водителей ездить аккуратно и не превышать скорость. «Но не могу оценить уборку снега с трасс в этом году, — неожиданно говорит Мавлянова, — в конце декабря попала в аварию, не езжу уже две недели».
— А что случилось?
— Меня подрезали, а я стукнула подрезавшего. А все из-за светофора, который горел зеленым и вдруг неожиданно переключился на красный. Другой водитель признал свою вину. К счастью, я в порядке, получается, отдыхаю на каникулах, пока ремонтируют микроавтобус.
— Многие водители жалуются на умные светофоры…
— Умные светофоры стали какими-то глупыми: там, где зеленый горит, — пусто, а там, где красный, — скопление машин. На моем маршруте есть парочка ненормальных светофоров: за то время, что горит зеленый сигнал, невозможно успеть повернуть. Или ты еще не завершила маневр, а уже пошли пешеходы, потому что светофор сменил свет.
Муж Динары сейчас работает на 68-м маршруте, а сама Динара на 57-м. Том самом, на котором недавно высадили школьника, не оплатившего проезд. «Водитель не должен был оставлять ребенка посреди дороги, — говорит Динара (я не могла не спросить ее о скандальном происшествии). — Мы же не знаем, какая ситуация в семье — может, родители заработались и не проконтролировали баланс карты. Может, элементарно денег на проезд не было. Были случаи, когда ко мне садились дети и понимали, что у них не хватает денег на проезд. Видели бы вы их испуганные глаза! Всегда довожу их бесплатно, потому что представляю своих детей, которые могли бы оказаться в подобной ситуации. Я бы не хотела, чтобы с ребенком что- то случилось, пока он идет домой пешком».
Напомню, тот случай со школьником произошел в ноябре. А примерно в то же время на горячую линию Тюменьгортранса поступил звонок: «Просьба передать благодарность девушке-водителю маршрута N 57 за профессионализм и качественное выполнение своих обязанностей».
Это, как вы догадались, про Динару Мавлянову.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: