Запретная история Югры
Продолжение. Начало в N 143 от 25 декабря 2020 года.
Спустя три месяца после решения о праздновании пятилетнего юбилея округа рукопись книги «Прошлое и настоящее хантэ-мансийского края» на 256 страницах была отправлена в Омск. Однако вместо ожидаемого юбилейного издания в газете «Омская правда» от 26 августа 1936 год за подписью «Журналист» была опубликована статья «Троцкистский последыш и либеральные меценаты».
В статье сообщалось: «В 1935 году в Остяко-Вогульск по приглашению бывшего тогда председателем окрисполкома Васильева приехал некий Зыков. Перед этим исключенным из партии троцкистом, контрреволюционером и прожженным авантюристом нынешний председатель окрисполкома Ануфьев, его заместитель Денгин и редактор окружной газеты Смирнов широко открывают государственную кассу и местные архивы.
Тобольский музей, доверяя остяко-вогульским либералам, допускает Зыкова в книгохранилище и выдает ему на руки редкие материалы. Окрисполком с ведома окружкома партии заключает с Зыковым договор на четыре тысячи рублей о написании книги по истории народов хантэ и манси. Получив деньги, Зыков за полтора месяца состряпал книгу объемом в 13 с половиной печатных листов…»
Журналист дал этому произведению соответствующую тому времени аннотацию. Днем ранее, 25 августа 1936 года, в Москве расстрелом Зиновьева, Каменева, Рейнгольда, Смирнова, Мрачковского, Тер-Ваганяна и других видных коммунистов (всего 16 человек), ставших идейно-политическими противниками Сталина, завершился открытый судебный процесс по делу так называемого антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра.
«Рукопись Зыкова, — писал Журналист, — чуждого человека, усыпившего бдительность остяково- гульского окрисполкома, представляет собою халтурную компиляцию из очерков буржуазных историков и сибирских областников. Зыков целыми страницами цитирует разные небылицы вроде: «В реке Таханине водится некая рыба с головой, глазами, носом, ртом и другими частями совершенно человеческого вида.»
Рукопись Зыкова в 256 страниц отводит периоду истории с 1917 года до настоящего, наиболее интересному времени в жизни народов хантэ и манси, только 18 страниц. Причем эта XI глава не дает действительной картины возрождения народов Севера советской властью и коммунистической партией. Зато Зыков спешит сообщить, что в 1616 году в Тобольск была отправлена в ссылку невеста царя Михаила Федоровича Романова Мария Хлопова. На основании этого и других эпизодов Зыков выдвигает теорию, что ссылка представляла собой скорее колонизационную политику, а не карательную. Между тем хорошо известно, что царизм высылал на тобольский север политических преступников и опальных людей. Замалчивая роль партии Ленина-Сталина, Зыков ничего не сказал о работе организаций ВКП(б) и о борьбе с кулаками и шаманами.
Окружком партии и окрисполком забыли сталинские указания о большевистской бдительности и проглядели антисоветскую работу Зыкова. Некоторое время — до декабря прошлого года — Зыков по совместительству работал корреспондентом «Омской правды». На эту должность он был приглашен бывшим редактором Шпаером, который знал его прошлое. Уволили Зыкова втихомолку, политического лица не разоблачили. После этого Зыков продолжал работать в Остяко-Вогульске над своим трудом. Сдав его в 1936 году и получив государственный гонорар, он благополучно выбыл в неизвестном направлении, оставив с носом благодушных меценатов из породы гнилых либералов, потерявших представление о большевистской бдительности».
Зная сегодня позицию Бухарина (1888 — 1938), Бубнова (1884 — 1938) и других видных коммунистов, выступавших в конце 20-х — начале 30-х годов XX столетия против быстрой и насильственной индустриализации и коллективизации крестьянства, можно предположить, что Зыков выразил в своей рукописи сомнения в необходимости ликвидации самобытного хозяйственного уклада и культуры коренных народностей Севера, что привело в 1933-1934 годах к их вооруженным выступлениям по реке Казыму на путях паломничества к святым местам: «Троицкому шайтану», «Святому озеру» — Торым-лор, «Божьему озеру» — Нум-то.
Обвиненные в августе 1936 года в различных преступлениях против советской власти подсудимые по делу троцкистско-зиновьевского центра дали показания в отношении Бухарина, Рыкова, Томского, Бубнова и других. Тогда же было объявлено о начале следствия, завершившегося в марте 1938 года процессом по делу правотроцкистского антисоветского блока. Большинство подсудимых, включая Бухарина и Бубнова (21 человек), были расстреляны (после 1988 года реабилитированы).
Статью Журналиста бюро Остяко-Вогульского окружкома ВКП(б) признало правильной. В своем выступлении секретарь окружкома Павлов отметил: «Книгу в Омск послали помимо моего желания и согласия. Я был против ее издания. Это не я, а бывший председатель окрисполкома Васильев привез в марте 1935 года в Остяко-Вогульск троцкиста Зыкова и устроил его в редакцию газеты «Ханты-манси шоп». Предлагаемое издание книги «История народов хантэ и манси» — дело хорошее и нужное. Плохо, что ее редактирование было поручено троцкисту. В этом и есть либерализм некоторых коммунистов — работников окружных организаций. На этом примере надо мобилизовать всех коммунистов на борьбу против преступного ротозейства и гнилого либерализма. по повышению революционной большевистской бдительности. Материалы партийного расследования в отношении Васильева, члена ВКП(б) с 1917 года, за прямое покровительство троцкиста Зыкова передать в судебные органы для привлечения к уголовной ответственности и сообщить в парторганизацию по месту его настоящей работы о связях с троцкистами.»
29 сентября 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло крайне жесткое постановление «Об отношении к контрреволюционным троцкистско-зиновьевским элементам». Эти элементы рекомендовалось рассматривать в качестве разведчиков, шпионов, диверсантов и фашистских буржуазных вредителей в Eвропе. Масштабы арестов среди лиц, в малейшей степени причастных к антисталинской оппозиции, приобретают характер массовой операции. Eсли до середины 1936 года было арестовано около пяти тысяч оппозиционеров, то к концу года их число достигло 23279 человек.
Продолжение следует.
ФОТО ГАЛИ БEЗБОРОДОВОЙ
***
фото: