Уроки географии на открытых позициях
Секешфехервар — не сразу и выговоришь. Однако наши солдаты, особенно те, кому довелось воевать на 3-м Украинском фронте в конце сорок четвертого — начале сорок пятого и годы спустя, без запинки отчеканивали название этого венгерского города: Секешфехервар!
Здесь в ходе Будапештской стратегической наступательной операции развернулось одно из важнейших и труднейших сражений конца войны.
К сорок пятому году у Гитлера остался в Eвропе последний союзник — Венгрия. И единственный — тоже венгерский — источник, откуда еще поступает нефть, необходимая боевым машинам вермахта. Понятно, что Гитлер не собирался лишаться этого источника.
7-я отдельная истребительная противотанковая артиллерийская бригада (7 оиптабр). Этот номер и наименование в разное время носили три воинских соединения. В каком же из них сражался и погиб старший лейтенант Александр Латышев, уроженец д. Битюки Исетского района?
Ближе всех казалась 7-я противотанковая бригада. Она 29 апреля 1942 года начала формироваться в Тюмени в здании бывшего универмага одновременно с еще двумя — шестой и восьмой противотанковыми. Однако, седьмая «тюменская», обозначим ее так, уже через год (23.04.43) стала гвардейской и соответственно получила другой номер — 9-я гвардейская ордена Ленина Киевская иптабр…
Eще одна интересующая нас бригада воевала под Курском. За бои на Букринском плацдарме на правом берегу Днепра под Киевом получила гвардейское знамя и в связи с этим из четырнадцатой стала 7-й гвардейской, была придана 60-й армии 1-го Украинского фронта, закончила войну под Берлином.
Следовательно, мы должны остановиться на последней — 7-й отдельной истребительной противотанковой артиллерийской бригаде РГК, в которой командовал взводом старший лейтенант Латышев и которая в январе-марте 1945 года сражалась с немецкими танками в районе озера Балатон под городом с длинным, но незабываемым названием — Секешфехервар.
А теперь мы должны вернуться назад, еще в довоенное время. В 1930 году Александр Латышев ушел служить в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Отслужив, вернулся в родной Исетский район, работал в МТС. Вступил в партию в 1938 году. В апреле сорок первого собрался было переехать в Читинскую область, но случилась война.
Латышев призван в 777 артиллерийский полк 246-й стрелковой дивизии. Одной из тринадцати стрелковых, что по приказу наркома внутренних дел Лаврентия Берии были сформированы при участии подразделений внутренних и пограничных войск. 246-я, как писал в своем очерке Александр Петру- шин, была сформирована «преимущественно из колхозников Омской области» — Ялуторовского, Ишимского, Исетского и других районов. Сборным пунктом для дивизии был определен город Рыбинск Ярославской области. 246-я участвует в тяжелых боях Калининского фронта. Обороняет, а затем и освобождает Ржев. Eе полки держат оборону в районе реки Западная Двина. Как записано в документах, старший сержант Латышев и его полк с декабря 1942 года по июнь 1943-го уже воюют на Центральном фронте. Он не награжден, но и не ранен…
Очередная запись в документах относится уже к июню 1944 года. Старший лейтенант Латышев — командир взвода 419-го иптап 7-й отдельной истребительной противотанковой артбригады резерва Главного командования.
Логично предположить, что 35-летний старший сержант, с боевым опытом, грамотный, партийный, был командованием направлен в артиллерийское училище. И вот в июне 1944 года он получает новое назначение и новый адрес. Поспел в самый раз: 419 иптап из резерва РГК как раз придан 41-й гвардейской танковой бригаде, которая уже третий месяц старается расширить Кицканский плацдарм, он же «Копанка» — один из семи, которые Красная армия сумела создать на правом берегу Днестра и с которых предпринимает одну за другой попытки развернуть эти форпосты в поход за освобождение Молдавии. Наводнение на Днестре, проливные дожди затрудняют продвижение танков. Рядом с Кицканами в Бендерах — старинная, еще генуэзская крепость со стенами 8-метровой толщины… Словом, тяжелая оборона. И когда 3-й Украинский фронт получает, наконец, приказ о наступлении, в отдельных полках в строю чуть больше половины штатного состава. Так что наш взводный прибыл вовремя. И пришелся кстати.
Четыре месяца, с апреля по август, немецкие и румынские дивизии удерживали наши части на днестровских плацдармах, и в четыре дня все рухнуло. Наступление началось 20 августа. 24 августа Ясско-Кишиневская наступательная операция завершилась успешно, в Кишинев вошла Красная армия. 23 августа в Бухаресте вспыхнуло восстание. Румыния перешла на сторону противников Германии.
12 сентября 1944 года командир 41-й танковой бригады гв. полковник Копиенко подписал наградной приказ N 013/н. В приказе 50 фамилий. Интересно отметить, что 31 из них — военнослужащие приданного танкистам 419-го истребительного полка. Старший лейтенант Латышев награжден орденом Красной звезды.
Текст его наградного листа интересен и даже загадочен.
«…за время подготовки прорыва вражеской обороны на Днестровском плацдарме в районе «Копанка», действуя со взводом управления в составе батареи, выполнявшей особо важное задание, проявил исключительную находчивость, благодаря чему батарея выполнила задание и получила благодарность от начальника 29 Управления военно-полевого строительства.
Во время наступления от Днепра до Прута по его разведке батарея уничтожила до 100 гитлеровцев, 2 огневые точки 3 самоходных орудия и был захвачен обоз. 23 августа 1944 года из личного оружия уничтожил 5 гитлеровцев…»
Что за особое задание? В чем проявилась исключительная находчивость сибиряка? В литературе, посвященной днестровским плацдармам, мне не удалось найти даже намека на особо важное задание. Может, Латышев нашел подземный ход в старую генуэзскую крепость, где засели фашисты? Или, припомнив сибирские снега, придумал какие-то лыжи, чтобы батарея протащила пушки по молдавским болотам и выполнила задание? Наверное, мы никогда этого не узнаем. Начальник 29 Управления ВПС инженер-подполковник Чепайкин был выдающимся инженером (рекомендую почитать о том, как он строил и сохранял в секрете переправы через Дунай в феврале-марте 1945 года). И удивить его, думаю, было непросто.
Десант, назовем его так, артиллеристов 419-го полка в Молдавию и Румынию завершился. Полк возвратился в свою 7-ю бригаду. Впереди была Венгрия, последний, как я уже не раз повторял в этом тексте, союзник Гитлера. А нашим артиллеристам еще предстояло научиться без запинок произносить новое слово — Секешфехервар.
Продолжение следует.
***
«…Открытая позиция, с которой ведется стрельба артиллерии прямой наводкой по цели» (Фортификационный словарь)
***
фото: Александр Латышев, предположительно, курсант артиллерийского училища.