X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Первая «волга» из ларька по соседству

Игрушечные машинки — не деньги, их можно не пересчитывать, говорит коллекционер Сергей Гуменюк. Потому он и не знает, сколько у него моделек.

А их более тысячи, и одинаковых нет.

Все началось в 1985 году, когда Сергею исполнилось десять. В день рождения родители принесли коробку в яркой обертке, а там — машинка «руссо-балт С 24/40». Сколько было радости! И сразу захотелось еще. Вот бабушка и купила ему модели «инноченти моррис», «феррари берлинетта», «мазерати мистраль купе» и «фиат 500». Не в один день, разумеется, а как позволяла пенсия.

Коллекционирование машинок — это дорогое удовольствие, родственники часто не могли делать такие подарки, поэтому Гуменюк еще в детстве решил работать. Собирал макулатуру и сдавал металлолом, а летом перебирал картошку и лук на оптовой овощной базе, где трудился его отец. Работал по четыре часа, половину зарплаты отдавал родителям, а остальное тратил на машинки.

Одной из них стала синяя «волга», она стоила семь рублей двадцать копеек. Это была любовь с первого взгляда: Сергей увидел ее в ларьке и понял, что без нее дальше нельзя. А до аванса далеко. «Я бегал в ларек, договаривался с тетенькой-продавцом, чтобы она никому не продала «волгу». Заверил ее, что скоро куплю машинку. И купил — теперь она занимает почетное место в коллекции», — рассказывает Гуменюк.

…Первые коллекционные машинки погибли в песочнице, сохранился только «руссо-балт С 24/40». Гуменюк говорит: ему хватило ума не выносить его во двор.

Сейчас Сергей восстанавливает утраченные модели. И называет этот метод конверсией. Объясняет, что конверсии рождаются просто: коллекционер видит или помнит модель какой-то машинки, но купить не может, потому что производители ее не выпускают. Затем покупает обычную машинку, декали (наклейки) и киты (запчасти). Далее идет практически ювелирная работа, потому что машинку нужно склеить, подточить и покрасить.

— Я занимаюсь конверсиями с детства. Первой стал «камаз-4310». Декали еще не продавались, поэтому вырезал верблюдов из блока сигарет и обклеивал металл, — говорит Сергей Гуменюк. — Последние шесть лет делаю оригинальные конверсии на заказ. Называю эти работы оригинальными, потому что встраиваю в машинки часы. За это мне платят деньги или обменивают на модели, которых у меня нет. Eсли платят деньги, значит, пополняю коллекцию. Методом конверсии сделал модели машин с госномерами, на которых я когда-либо работал: ЗИЛ-130, ГАЗ-33, ГАЗ-53.

А работает коллекционер грузо-перевозчиком 23 года, его водительский стаж — 27 лет. Он охотно показывает уменьшенные копии рабочих автомобилей и добавляет, что коллекционировать настоящие машины не хотел бы. «Да и зачем? — спрашивает коллекционер. — На них мы работаем. А уменьшенная копия модели — это целая жизнь с теплыми воспоминаниями о прошлом».

— В вашей коллекции есть модель машинки, на которой вы бы хотели ездить в реальной жизни?

— ГАЗ-21. Особой чертой этой модели стала пятиконечная звезда по центру решетки радиатора. В мини- автомобиле открываются двери и капот, проработан двигатель и горят фары. Эту модель я собирал журналами два с половиной года, а теперь ищу продавца настоящей «волги».

Коллекционные машинки Сергей Гуменюк приобретает у китайских производителей. С обманом он не сталкивался, но брак попадался.

— Некоторые модели — ширпотреб. Бракованные модели подклеиваю, подкрашиваю, убираю следы клея. Eсли позвонить в магазин и пожаловаться на брак, то продавцы воспримут это адекватно. Предлагают оформить обмен или возврат, начисляют на скидочную карту бонусы на следующие покупки. Модели дорогие, а терять клиента им не хочется, — объясняет коллекционер.

— Коллекция растет. Помогают мама и жена: видят в магазине машинку, звонят и спрашивают, есть ли у меня такая. С пониманием пополнение идет быстрее.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Сергей Гуменюк и его коллекция;Модель «руссобалт С 24/40».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта