X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мигранты уехали, проблемы остались

Границы закрылись, мигранты уехали. Думали, что ненадолго, а получилось по-другому. Как живется рынку труда без иностранной рабочей силы?

Прежде предприятия, нуждавшиеся в дополнительной рабочей силе, подавали заявку в областной департамент труда и занятости населения. Там рассматривали ее обоснованность, выясняли, нельзя ли обойтись без привлечения иностранцев. Eсли нельзя, то тогда управление по вопросам миграции выдавало разрешение на работу.

За десять месяцев 2020 года тюменским предприятиям было выдано 254 таких разрешения для граждан из стран с визовым режимом (Китая, Грузии, КНДР). Одно разрешение не означает одно рабочее место, их может быть несколько. Но за аналогичный период 2019 года было выдано 2925 разрешений.

Намного проще было трудоустроиться резидентам тех государств, с которыми у России действует безвизовый режим. Работодатели нанимали таких рабочих на основании патента — документа, который позволяет обладателям иностранных паспортов работать в России. При этом жителям государств, входящих в Eвразийский экономический союз (а это Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Кыргызстан), оформление патента и вовсе не требуется.

За те же десять месяцев прошлого года в Тюменской области был оформлен 7241 патент. Это на 56,2 процента меньше, чем за аналогичный период 2019 года (16537).

Максимальное количество патентов выдано гражданам Таджикистана — 3862. Далее идут Узбекистан — 2776, Азербайджан — 353, Украина — 239 и Молдова — 11.

Иностранные граждане все же находят лазейки, даже если граница остается на замке, а авиасообщение не восстановлено. Eсть возможность приехать через третью страну, так что поток желающих найти в России работу хоть и оскудел, но не иссяк.

Количество вакансий в сфере строительства и недвижимости в Тюменской области, по данным сайта hh.ru, в 2020 году даже выросло на 25 процентов по сравнению с 2019 годом.

— Спрос в сфере рабочего персонала вырос еще сильнее — на 35 процентов, — говорит Анна Осипова, руководитель пресс-службы крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России «HeadHunter Урал». — Причем наиболее интенсивный рост пришелся на третий и четвертый кварталы.

Так, к концу 2020 года на одну вакансию в строительстве приходилось всего 2,4 резюме, в отрасли рабочего персонала — 2,1.

— Конкуренция среди соискателей почти отсутствует, а работодатели лишены выбора при найме сотрудников, — резюмирует Анна. — Для сравнения: в конце 2019 года на одну вакансию рабочего и строителя в среднем претендовали три человека. При этом предлагаемая средняя заработная плата для рабочего персонала в 2020 году составила 55 тысяч рублей, что на 10 тысяч больше, чем в 2019. А в строительной отрасли — 65 тысяч. Это на восемь тысяч меньше, чем в 2019-м.

Удалось ли восполнить дефицит? Возьмем для примера такую сферу, как благоустройство. Здесь прежде были очень востребованы гастарбайтеры.

По словам руководителя управы Восточного округа Александра Сухомяткина, нехватка рабочей силы ощущалась, некоторые объекты можно было бы сдать в эксплуатацию и быстрее; но в целом с ситуацией в управе справились.

— Мы перераспределяли силы, — рассказывает Александр Николаевич. — Бросали бригады рабочих на более необходимый в данный момент фронт, соответственно, другие объекты простаивали, пока не освобождалась та или иная бригада.

Пришла помощь из соседних регионов: из Свердловской, Курганской и Омской областей.

— Тюменцы не всегда согласны на ту зарплату, которую платят рабочим подрядные организации, — продолжает Александр Николаевич. — Весь вопрос не в том, что местные кадры не хотят трудиться, а в достойной оплате труда. В таком случае недостатка рабочих рук у нас бы не было. В тех же ТОДЭП и ДРСУ много тюменских рабочих.

ФОТО ПАВЛА МОРГУНА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта