X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Опасные японские мультики

Кто-то считает, что японская мультипликация — особый вид искусства, а кто- то полагает, что аниме деструктивно воздействует на сознание. С последними на днях согласился Колпинский районный суд Санкт-Петербурга и запретил распространение нескольких тайтлов (японских анимационных сериалов).

За запрет аниме выступают многие политики и активисты еще с 2013 года, но это не перерастало во что-то значимое. Но вот 20 января в суде Санкт-Петербурга начали рассмотрение исков местной прокуратуры, требующей запретить в России ряд мультсериалов. Суд зарегистрировал пять исков, в которых 49 ссылок. На первом заседании члены комиссии смотрели сцены из аниме «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Эльфийская песнь» и «Инуяшики», после чего судья, стукнув молотком, запретил их распространение.

Впрочем, под серьезным выражением «запретил распространение» кроется в целом безобидная мера — удаление четырех аниме с популярных сайтов «уиттуатте» и «Jutsu», ссылки на которые и были предоставлены прокуратурой. А причиной стало то, что на сайтах нет возрастной маркировки (а контент мультиков совершенно недетский). Однако японская анимация выделяется на фоне другой не только рисовкой, но и изначальной ориентированностью на более взрослую аудиторию.

Любителей аниме смутил не сам запрет, а то, как именно члены комиссии отреагировали на отрывки мультфильмов и как их интерпретировали.

Эксперт комиссии Олег Эрлих сказал, что одно только название «Тетрадь смерти» оказывает мотивирующее воздействие на ребенка, пусть и косвенное. Он считает, что оно подталкивает детей к размышлениям о суициде и наносит вред их психике.

В ответ почитатели жанра в Твиттере начали проводить аналогии со школьной программой по литературе. Мол, произведение «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого тогда тоже нужно исключить из программы десятого класса. А изучаемую в девятом классе «Бедную Лизу» Карамзина запретить, поскольку «это произведение мотивирует подростков при любовных неудачах прыгать со скалы в Волгу».

Юлия Мурзина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ТюмГУ, считает, что каждый тайтл следует рассматривать в частности.

— Да, для сериалов, изобилующих жестокими сценами, необходимо ставить маркировку 18+, это контент уже для более крепкой психики. Но если на экране показаны противоправные действия, а потом герой получает за них наказание, то это не пропаганда этих действий, а наоборот, — считает Мурзина. — В этом плане аниме «Наруто» (на этот тайтл тоже заведено дело) — пример отличного сериала. Герои растут над собой, там поднимаются вопросы дружбы и личности. А подросток, проживая все это с героями, перенимает на себя этот рост, задумывается над сложными вопросами.

Поклонники аниме считают, что рассмотрение отдельных сцен и серий нерационально, так как выдергивает их из контекста.

— «Тетрадь смерти» — это не про то, как круто убивать людей, а о феномене самосуда, о власти, о правосудии. Зрителю предлагается порассуждать на эту тему. Ни одно аниме из заявленных не пропагандирует насилие. Да, это сложный контент для более взрослого зрителя, но ведь здесь необходимая мера — дисклеймер, а не удаление, — считает поклонник жанра Eвгений Тужанский, посмотревший полностью все четыре тайтла.

Любители японской анимации опасаются, что на удалении четырех тайтлов с двух сайтов все не закончится. Суд еще только планирует рассмотреть остальные аниме из списка заявленных. Но уже сейчас на защиту этих мультфильмов встают политики, деятели культуры и искусства, утверждая, что это значимый пласт не только японской, но и мировой культуры, который стал объектом изучения искусствоведов, философов, киноведов и других ученых.

В ТюмГУ на кафедре философии уже два года читают лекции, рассматривая некоторые вопросы на примере японской анимации. Поскольку, по словам автора курса «Политическая философия и аниме» философа Александра Вилей- киса, на лекциях феномен аниме рассматривается с точки зрения необычных ответов на классические вопросы.

— А некоторые философские проблемы в аниме высвечены настолько остро и злободневно, что позволяют почувствовать приложение концептов к жизни, которые ранее казались исключительно теоретическими, — считает философ.

Да и в целом в истории России запреты, затрагивающие сферу культуры и искусства, обычно не имели особого успеха. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии ТюмГУ Ирина Пупышева о таких запретах говорит следующее: «В музыковедении есть такой термин — транспонирование, перенос музыкальной фразы из одной тональности в другую, в результате чего фраза в процессе меняется. Термин активно используют и социологи, указывая на то, что смысл определяется перекодировкой. То есть при переводе объект не остается тем же самым. И запреты в поле искусства на события, в жизни потенциально опасные, не учитывают транспонирования и появления другой логики смысла».

Но пока никаких радикальных ограничительных мер не принято, поклонники аниме могут наслаждаться любимыми тайтлами на сайтах, где присутствует дисклеймер 18+. Хочется верить в то, что этой пометкой все и ограничится.

***
фото: Кадр из аниме «Тетрадь смерти».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта