Доктор, реставратор и настоящий мастер
В сводках ДТП пишут о пострадавших, прослеживая их путь от госпитализации до выписки. А вот травмы автомобиля обычно оставляют в стороне. Хотя процесс восстановления автомобиля — штука любопытная.
Мастер и профессия
Профессия мастера по ремонту автомобилей особым спросом сегодня почему-то не пользуется, несмотря на то, что запрос на профессионалов в этой сфере довольно высокий.
— Зарплата небольшая, так что молодежь неохотно идет работать, — говорит мастер СТО «АБС авто» Анатолий Вылегжанин.
Наш разговор шел на равных. Было приятно обнаружить, что распространенного мнения о неспособности женщины разобраться в устройстве автомобиля мастер не придерживается.
— У нас современный мир, — пожимает плечами Анатолий. — Любой человек может изучить нюансы строения и механики автомобиля. Стереотип о том, что женщина в автомобилях ничего не понимает, умирает. Eсть такие девушки, которые приходят как в кузовной ремонт, так и в слесарный и начинают такие вопросы задавать, которых приемщик даже не понимает и зовет на помощь специалиста. А видел я мужчину, который машину привез, а потом жена ему звонит и обо всем расспрашивает, сразу видно, что она даже больше него в вопросе разбирается. Сейчас есть девушки, которые сами занимаются ремонтом, таких немало. Неудивительно, работа ведь интересная.
А зимой ее становится значительно больше, ведь зима самое опасное время. Мало того, что соль и реагенты портят лакокрасочное покрытие, но и сам переход из одного сезона в другой влияет на внимательность водителей: снег провоцирует аварии, в них попадают даже самые опытные. Также зимой пластиковые детали кузова теряют эластичность. И если бы летом на бампере осталась только вмятина, то зимой он разлетится на мелкие кусочки.
Творчество и кропотливость
Работа мастера напомнила мне старания реставратора, который миниатюрным штопфером разглаживает обрывки древнего манускрипта.
— Бывают очень сложные кропотливые моменты, например, удаление краски пескоструем. «Мерседес» вот недавно восстанавливали, вроде все отчистили, но берем лупу, а там маленькие черные точки краски остались, их тоже нужно удалять, — рассказывает Анатолий. — Только опытного мастера можно назвать реставратором. Человек должен владеть всеми технологиями, выбирать направление ремонта, техники, материалы, все это приходит с опытом. Так что человек сначала становится мастером, а с годами уже превращается в реставратора.
Да, свою профессию он считает вполне творческой. Ведь и внешний вид, и механизмы автомобиля дают огромный простор для фантазии. Одно время был популярен тюнинг, он требовал деталей из стеклопластика и дополнительных знаний. Но теперь это пройденный этап, и мастера готовятся к новому вызову рынка.
Вылегжанин помнит случаи действительно необычного ремонта.
— В 2004 году привозили «мерседес» 1988 года, мы выполняли полную реставрацию. А таких автомобилей в России, нам сказали, всего три штуки. Но с работой мы справились, и клиент уехал довольным. Сейчас сотрудничаем с тюменским блогером Владимиром Сааковым, он полностью реставрирует 124-й «мерседес», занимаемся этим уже два года.
Человек и машина
Машина, говорите, средство передвижения? Для многих россиян это почти что член семьи. Мастер не раз сталкивался с желанием клиента присутствовать буквально на каждом этапе ремонта. Только что под руку не лезут, говорит он. Но и к ним Вылегжанин относится с пониманием, считая вполне естественным теплое отношение к своему автомобилю. Также он отмечает логичную закономерность: чем дороже машина, тем трепетнее к ней относится владелец.
Но встречаются и нерадивые владельцы. Это Анатолий советует учитывать при покупке автомобиля и ориентироваться не только на презентабельный вид или низкую стоимость.
— Вот, например, BMW — красивая классная машина. Но это автомобиль для людей с достатком, которые могут позволить себе не только покупку, но и техническое содержание. На обслуживание десятилетней BMW (такая машина считается старой) нужно тратить примерно 150 тысяч в год, это без учета бензина, страховки и проч. А то у нас автомобиль покупают, а он через года два требует капитального ремонта, денег на который у владельца нет. А вождение неисправного автомобиля потом приводит к ДТП.
Мастер также рекомендует перед покупкой автомобиля на вторичном рынке свозить его в сервис, иначе случаются и казусы.
— Был у нас клиент, купил ВАЗ- 2114 недорого, привез на диагностику. Мы все проверили, а там двигатель нужно менять и в целом все очень плачевно, насчитали ему 120 тысяч, а он ее купил за столько же. А ведь мог заранее приехать, отдать 600 рублей за осмотр и понять, что именно покупает.
Говорят, порой проще купить новую машину, нежели ремонтировать старую. Иногда так оно и есть. Когда автомобиль привозят на реставрацию, то каждый элемент разбирается индивидуально, на него тратится больше времени, чем понадобилось бы на изготовление того же элемента в промышленном масштабе, поэтому ценник выходит соответствующий.
— Eсли автомобиль сильно битый, то бывает, что стоимость одних только запчастей выходит в половину стоимости самого автомобиля. Взять свежие BMW, «мерседесы», у них одни фонари стоят по двести тысяч за один штуку.
Вылегжанин вообще советует с осторожностью относиться к BMW, «лендроверам» и «мерседесам» — считает автомобили этих марок очень капризными.
— Eсть у нас постоянный клиент, у него BMW X5, он следит за ней, своевременно заезжает на проверки. Но вот наступил мороз — и в электрике произошли неполадки. Выбирать лучше сейчас не европейский, а японский и корейский автомобили. Самые надежные на сегодняшний день — это «тойота», «киа», «хёндэ». «Тойота» вообще очень надежный автомобиль, особенно старые модели.
Люди стали выбирать надежность, чтобы не тратить деньги на ремонт. Eсли «тойоту» через два года на вторичном рынке продают всего на 100 тысяч дешевле изначальной цены, то BMW покупают за семь миллионов, через два года она стоит только три, через пять лет — полтора.
— Всем автовладельцам хочу посоветовать регулярно делать диагностику, — говорит мастер. — А молодым людям, кому нравится работа в автомастерской, стоит быть смелее и не бояться маленькой зарплаты. Хороший мастер всегда найдет работу, которая будет достойно оплачиваться.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Анатолий Вылегжанин с коллегой ремонтируют автомобиль; реставрация этой машины обойдется владельцу более чем в миллион рублей.