И в никуда утекает история
СНТ «Родничок.» когда-то располагалось далеко за городом — в поселке Метелево. А сейчас это место даже окраиной не назовешь.
Как и большинство тюменских садовых обществ, оно создавалось в конце семидесятых. В связи бурным развитием нефтегазового комплекса Западной Сибири в «столицу деревень» хлынули потоки переселенцев из других регионов. Растущему городу требовалось все больше высококвалифицированных специалистов в разных отраслях: образовании, медицине, строительстве, коммунальном хозяйстве. Профессионалов искали по всей стране и приглашали в Тюмень на постоянное жительство, обещая не только трудоустройство и жилье, но даже дачные участки. Так появлялись корпоративные, как сказали бы сейчас, садовые товарищества — с характерными названиями «Медик», «Строитель», а также с завуалированными, но вполне говорящими, например, «Родничок», которое создавалось для работников тюменского «Водоканала». Здесь же участки предоставлялись и жильцам домов, которые пошли под снос, чтобы на их месте построить сооружения Метелевского водозабора.
— Участок в СНТ «Родничок» мой отец, который работал водителем автобуса на предприятии, получил в 1984 году, — рассказывает Татьяна Казанцева, председатель СНТ с 2018 года. — Участок у них был небольшой — всего четыре сотки.
Земли, расположенные близко к реке, вряд ли можно было назвать беспроблемными. Многие наделы оказались заболочены, и, прежде чем что-нибудь там выращивать, приходилось машинами завозить песок и грунт. Работникам «Водоканала» иногда помогало предприятие, предоставляло транспорт, другие крутились как могли. Помогали друг другу и по-соседски.
Свой огородик рядом с домом выручал, особенно во время тотального дефицита, а продуктовый магазин тогда был чуть ли не единственный на весь поселок. Сейчас даже трудно представить, что в те времена за помидорами, например, надо было выстаивать многочасовые очереди. А тут свое, с огорода — свеженькое, чистенькое и без всяких очередей.
Но поселок рос вместе с городом, и у дачников появлялось все больше проблем. Когда-то на большее, чем обычная лампа накаливания в домике или баньке, никто и не претендовал, а потом вместо летних домишек, сколоченных из того, что было, стали появляться каменные коттеджи, а вместо одноконфорочной электроплитки на кухне — целый арсенал бытовой техники. И мощностей электроснабжения стало недостаточно, и дорогу захотелось не грунтовую, а асфальтовую. Да и вокруг самих земельных участков, которые сейчас резко выросли в цене, разворачиваются иногда нешуточные страсти.
— Раньше, — говорят старожилы «Родничка», — наше СНТ было тихим, небольшим садовым обществом только для своих. Все тут друг друга знали, друг другу помогали. И краж не было никаких. А сейчас боишься что-нибудь в домике на зиму оставить: залезут, все разворотят, переломают. Да и участки стало опять топить, поэтому заброшенных дач все больше. Кому хочется с ними возиться?
— У нас в СНТ сейчас так много проблем, что нашу жизнь теперь не назовешь сказкой, даже и рассказывать о дне сегодняшнем не хочется, — говорит Татьяна Львовна. — Боюсь, что скажешь что-нибудь не то и станет еще хуже. А нам наш «Родничок» еще все- таки дорог. Хотя старожилов тут уже почти не осталось.
***
фото: В СНТ «Родничок» ;Татьяна Казанцева.