Коммунальный Клондайк оцифровывается
Умные технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве делают первые шаги. И не такие уж маленькие.
В ЖКХ — сплошные метры, кубометры, гигакалории, киловатт-часы и другие единицы измерения. Казалось бы, совсем несложно вписать в цифровую экономику то, что так легко сложить, разделить и умножить. Тем не менее белых пятен на этой карте еще предостаточно. Настоящий Клондайк для предприимчивых.
Eще в октябре департамент городского хозяйства и компания «Газпромэнергосбыт Тюмень» заключили соглашение о сотрудничестве и договорились о том, что муниципальные власти в режиме реального времени будут видеть, сколько многоквартирных домов оснащено современными системами учета электроэнергии. Эти данные могут пригодиться для мониторинга эффективности цифровой трансформации городского хозяйства, они же будут полезны и для корректировки муниципальной программы по энергосбережению.
До 2022 года к системе «Умный город» должно быть подключено еще около 7,5 тысячи приборов учета. В дополнение к тому, что в 2019 году энергосбытовая компания как инвестор и исполнитель работ подключила в Тюмени в 51 многоквартирном доме 2355 приборов учета электроэнергии, которые передают информацию об энергозатратах в автоматическом режиме. И снимать показания счетчиков жильцам не надо.
Ярким примером цифровых технологий в городском коммунальном хозяйстве Павел Перевалов, заместитель главы города, называет портал «Тюмень — наш дом». Он постоянно расширяет сферы взаимодействия с горожанами. Хотя на портале не столько считают цифры, сколько обсуждают проблемы вывоза мусора, уборки снега, капремонта домов, благоустройства дворов, содержания и ремонта дорог.
— Сегодня портал «Тюмень — наш дом» — это более миллиона посещений в год, — говорит Перевалов. — Многие тюменцы используют его и связанные с ним аккаунты в соцсетях как возможность активно участвовать в улучшении городской среды. Через эти каналы в администрацию города ежедневно поступают сотни сообщений.
В 2020 году у портала появилось еще и мобильное приложение с аналогичным названием. Цифровые технологии позволяют составлять рейтинг обращений, чтобы знать, какие темы на данный момент самые горячие. Например, на 1 февраля более половины обращений (55 процентов) касались содержания дворовых территорий, в том числе уборки снега.
По пути развития сервисов, упрощающих обслуживание многоквартирных домов, идут и ресурсоснабжающие организации. Так, «Ростелеком» разработал единую цифровую платформу «Ростелеком. Ключ», куда входят и системы безопасности в квартире, и управление домофоном, и контроль за территорией двора. Цифровые камеры позволяют проверить, учит ли ребенок уроки, как чувствуют себя пожилые родители, как работает ремонтная бригада. Чтобы расширить возможности программы, компания строит новые оптические сети и модернизирует существующие. В 2020 году «Ростелеком» подключил к оптическому интернету более 13000 домохозяйств, в том числе в ЖК «Ново-Патрушево», «Апрель», «Авиатор», «Кристалл».
Активно внедряет цифровые сервисы и компания «Тюмень Водоканал». В январе в деревне Падериной установили первую в регионе умную водоразборную колонку с картой доступа для потребителей и электроподогревом. А на прошлой неделе компания заключила договор о сотрудничестве с компанией «Домопульт», которая предлагает управляющим компаниям программу диспетчеризации обращений граждан, контроля исполнения заявок, а также мобильное приложение для передачи показаний приборов учета и оплаты услуг ЖКХ. Кроме того, приложение дает возможность заказывать и оплачивать бытовые услуги — доставку воды, мелкий ремонт в квартире, уборку. В стране компания «Домопульт» работает уже в 30 регионах, в прошлом году через ее платформу проведено три миллиарда рублей платежей. Кстати, для «Росводоканала» это уже третий стартап, который применяется в регионах.
В 2019 году федеральный оператор водоснабжения и водоотведения запустил мобильное приложение «РВК.Услуги» и стал партнером маркетплейса бытовых услуг ASKeDO. И все эти нововведения в деле цифровизации ЖКХ — только начало.
***
фото: Цифровая колонка в Падериной.