О женщинах, носках и неравенстве
В январе мир отметил День равенства на работе — праздник, призванный напомнить о дискриминации при распределении рабочих мест. В феврале мы отметим День социального равенства. А есть ли равенство в творчестве? Возьмем для примера музей Словцова…
Помните, чтобы подчеркнуть несправедливое отношение к Гарри Поттеру его приемной семьи, писательница поместила мальчика вместо настоящей комнаты в каморку под лестницей? Вот и некоторые выставки художников в музее Словцова, будто нелюбимые дети, живут не в выставочных залах, а на лестничных пролетах. Точнее, выставки художниц — ведь на лестницу помещают именно женские работы.
Но тем, кто разместился на главной лестнице, оказывается, еще повезло. Ведь картины могут попасть и на дальнюю лестницу. То есть в каморку под каморкой. Выставка Светланы Хайрулиной «FLORA_ графика» как раз там и оказалась. Художница пишет гуашью и ищет красоту в банальных сюжетах — из них получаются теплые и лиричные картины. Она рисует цветы у дороги, марокканские мандарины с ромбовидными синими наклейками или два наклоненных друг к другу дерева, называя их лаконично «Двое». Художница выбирает такие маленькие сюжеты, чтобы помочь нам увидеть красоту в окружающих мелочах. Она умело работает с цветом, благодаря чему небольшие натюрморты обретают сюжет. Марокканские мандарины уносят нас в насыщенные и сочные южные пространства. Деревья — в романтическую и готическую историю. Не чуждо художнице и чувство юмора.
А мне не чужда женская солидарность. Поэтому в этот раз я поборюсь за справедливость и расскажу о творческих женщинах и их суперспособностях.
В чем сила, сестра?
В середине января состоялась российская премьера второго фильма о Чудо-женщине — это такая героиня комиксов. Мнения кинокритиков разделились в диапазоне от «не так ужасно, как ожидали» до «неожиданно многослойный и глубокий фильм».
Фильм действительно получился яркий, симпатичный, в декорациях США 80-х годов. Он очень понравился девочкам — их в кинозале огромное количество. Ведущая актриса фильма Галь Гадот видит в этих девочках свою основную аудиторию. Именно им ей хотелось бы стать примером. Для детей, считает Галь, такие примеры очень важны, и у девочек их долгое время не было.
Но взрослым кино тоже может показаться интересным. Потому что в некотором роде оно переворачивает взгляд на супергеройский жанр. Здесь нет злодея, которого непременно нужно уничтожить, чтобы наступило всеобщее счастье. Враг находится внутри нас самих. А главное оружие Чудо-женщины — это не глаза-лазеры или когти из нерушимого металла, а лассо истины. Золотая веревка, которая может заставить людей увидеть правду или говорить только правду. Таким образом, главным злодеем в фильме выступает не обезумевший от жажды денег нефтяной магнат, вырвавшийся из нищеты и теперь боящийся все потерять. И не воинственный американский президент, желающий любой ценой отстоять свое геополитическое лидерство. Главное зло — это ложь. Самообман, обман других, нежелание знать правду. Стоит победить ложь, как самое могущественное зло ослабнет. Сюжет знакомый нам еще по фильму «Брат». «У кого правда — тот и сильней».
В глобальном же смысле это переход от физической победы над врагом в сторону борьбы за умы. От силового решения конфликтов в сторону дипломатии. В общем, от мужского к женскому.
Королевами становятся
Говоря о суперженщинах, нельзя не упомянуть, что театральными кафедрами в нашем городе руководят исключительно дамы. Заслуженная артистка России Eлена Орлова прошла большой путь — от актрисы в труппе самарского театра, основателя и режиссера собственного независимого театрального проекта до руководителя кафедры актерского мастерства в Тюмени.
А в пятницу она вместе с Валерием Архиповым в филармонии прочла сказку о Снежной королеве. Музыку исполнял филармонический оркестр, а иллюстрациями служили песочные анимации Eлены Ивченко.
Eлена Орлова на сцене сама как королева — в белоснежной накидке до пола, держится уверенно. Правда, эта уверенность пришла к ней не сразу. В своих интервью она вспоминает, что была чудовищно скромной, боялась даже рот открыть, чтобы попросить передать деньги на билет в автобусе… А потом стала актрисой в драматическом театре. И не побоялась из него уйти, когда почувствовала, что пора. «Годы идут, приходится играть уже возрастные роли. Многие артисты, которые самостоятельно не работают, очень трагично переживают этот период. Они считают, что ими должны заниматься, репетировать с ними. А мы не ждем манны небесной и репетируем сами. У меня куча самых разных придумок. Я ведь еще документальное кино снимаю», — говорит о своем решении Орлова.
А секрет своей смелости она считает простым: главное — искреннее желание заниматься своим делом. С опытом приходит понимание, что что-то уже умеешь. А с этим пониманием приходит достоинство и самоуважение.
С запахом носков
Премьера спектакля «ЛАВ» («Летучие ароматические вещества») состоялась в «Космосе» в пятницу. Это спектакль, главный инструмент восприятия в котором — зрительский нос. Потому московский режиссер Элина Куликова чувствует себя слегка неловко, объявляя:
— Пожалуйста, носите в зале маску, кроме тех моментов, когда вам понадобится использовать нос, — говорит Куликова. — Правда, вам он понадобится практически все время… Но вы можете слегка маску приспускать, а потом надевать. В общем, добро пожаловать на мой спектакль.
Зрители размещаются в малом зале на отдельных стульях. В руки нам вручается альбом, в нем под номерами находятся карточки, пропитанные разными запахами. На стену перед нами проецируются титры. Например, такие: «Открывается занавес, появляется первая декорация. Возьмите карточку под номером три».
Так по задумке режиссера мы сможем понюхать оформление спектакля и сделать какие-то выводы о его содержании. Я, например, почувствовала древесный запах и решила, что место действия — лес. Первый персонаж пахнет резким мужским одеколоном, я представляю себе кого-то мужественного, возможно, военного. Второй персонаж пахнет сиренью, конечно, это прекрасная девушка. Подталкивая мои фантазии в нужном направлении, в альбоме появляются небольшие иллюстрации — у каждого зрителя свои. В моем альбоме обрывок открытки, на котором страстно целуются влюбленные и оранжевый засушенный цветок… Когда на стене появляются титры о том, что происходит конфликт, я достаю красную, будто в потеках крови, карточку, но пахнет она. килькой. Судя по всему, конфликт произошел за ужином.
— Работать над этим спектаклем было непросто, — говорит Куликова. — Мне приходится обновлять запахи. Минут через двадцать работы я чувствую, что кружится голова и срочно нужно выйти на улицу. Зато я поняла, что обоняние развивается, как и слух. Со временем я начала очень хорошо различать ароматы.
Элина замыслила свой спектакль больше как развлекательный эксперимент. Она выражает надежду, что зрители отнесутся к нему с юмором. Отпустят свою фантазию на волю, привлекут личные ассоциации, создадут собственные истории.
В конце спектакля к Элине подходит женщина и просит раскрыть секрет:
— В моменте, где главные герои исполняли страстный танец, скажите, ведь пахло мужскими носками? Как вам удалось запечатать этот запах?
— Магия театра, — округляя глаза, говорит Элина.
Тогда женщина обращается уже ко мне:
— Честное слово, я не знаю, знаете ли вы, как пахнут потные мужские носки. Но когда мой муж возвращается с вахты и раскидывает их по всему дому — вот точно такой же запах.
Я киваю и думаю о двух вещах. Как хорошо, что мой дом не пахнет потными носками. И еще об особом героизме женщин, которые точно умеют определить этот запах.
ФОТО EКАТEРИНЫ ХРИСТОЗОВОЙ И KINOPOISK.RU
***
фото: Елена Орлова и Валерий Архипов;Тюменский филармонический оркестр;Галь Гадот в роли Чудо-женщины.