Чем больше упорства, тем выше полет
— Что для вас цирк? — спросила я у Татьяны Лях, преподавателя и режиссера цирковой студии «Икар». Ожидала услышать размышления о том, что цирк — дело всей жизни. И ошиблась.
— Это самый кровожадный вид искусства, — ответила Татьяна Николаевна. — Конечно, это дело моей жизни, но цирк беспощаден. Не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы после тренировок не оставалось синяков и ссадин. Вся работа — это боль и долгий путь к результату.
Тридцатилетие «Икара» — отличный повод поговорить о целях и достижениях.
Начало пути
Татьяна Николаевна любит цирк с детства.
— Я помню Карандаша, он тогда был уже стареньким клоуном, его собаку Кляксу и ослика с номером под хвостом. Когда Карандаш выходил на манеж, папа говорил: «Таня, запомни, это великий клоун. Ты станешь взрослой — его уже не будет», — вспоминает она. — Воздушные гимнастки парили под куполом цирка, а я смотрела на них восторженными глазами и думала, что тоже так хочу. На следующий день висели с соседкой на турниках, представляя себя циркачками.
Нас прерывает Настя, воздушная гимнастка «Икара». Крепко обнимает педагога и крутит головой, показывая два хвостика. «Красивые, — хвалит Татьяна Лях и говорит мне. — Меня из-за прически из цирковой студии выгнали».
После того циркового представления с Карандашом и гимнастками прошло несколько месяцев. Мама Татьяны Николаевны работала в профкоме при Доме культуры «Маяк» (дело было в Новом Уренгое), она узнала, что ведется набор в цирковую студию, и предложила дочери попробовать.
— Сердце ухнуло в пятки, — улыбается Татьяна Лях. — Я кое-как дождалась понедельника, потому что в этот день была первая тренировка. Мы пришли, нас было 85 человек. Построили нас в круг и сказали бегать на месте. Мама уехала по делам, а мне шесть лет, я заплетаться не умею. Чтобы волосы не мешали, сделала два хвостика, а они по колено. Преподаватель заметила длинные волосы и выгнала. Распустила Дуня косы, а за нею все матросы. Я выбежала из зала, села на ступеньки и заплакала. Вышла какая-то девушка и спросила, почему я плачу. Узнав, заплела мне косички и привела обратно. Объяснила, что у меня дома никого нет. Педагог разрешила мне остаться. На этом драма должна была закончиться, но педагог спросила, кто умеет делать мостик из положения стоя? Руки подняли пять человек. Покажите! Те показали. Все видели? Повторяйте. Голый мраморный пол. Нам не объяснили, как стоять и куда уходит таз. Ребята посыпались, как домино. И я тоже. Ударилась об этот мраморный пол головой, искры вместе со слезами полетели! Преподаватель подошла ко мне и спросила: «Больно? В следующий раз подумаешь, приходить сюда или нет».
На следующую тренировку пришли пятнадцать человек, в числе смельчаков была и Таня.
— Мы стояли по стойке смирно, а преподаватель смотрела на нас, будто в душу пыталась заглянуть. Что, самые наглые здесь собрались? Давайте тогда работать.
И работали: осваивали самые сложные трюки в воздухе, выступали на всех праздниках.
Эстрадно-цирковая студия (будущий «Икар») появилась тоже в Новом Уренгое: 19 января 1991 года состоялась первая тренировка. На базе все того же ДК «Маяк». Тогда студии еще была безымянной.
— А потом ко мне подошел директор Дома культуры и попросил придумать название, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Я решила поискать его в древнегреческой мифологии, обожаю ее с детства. Перебрала всех героев и богов. Остановилась на Икаре: он показался мне самым подходящим.
Помните легенду? Чтобы спастись от гнева Миноса, мастер Дедал сделал для себя и сына крылья. Отец предупредил Икара не взлетать слишком высоко и не спускаться низко. Но тот не послушал. Цирковая студия интерпретировала легенду по-своему: не взлетай высоко — не задирай нос, не спускайся низко — старайся, тогда сможешь полететь выше, потому что крылья за спиной есть у каждого.
Татьяна Лях старается быть своим воспитанникам другом, с которым можно поделиться радостью и горем, исправить ошибки и стать лучше. Какой смысл запугивать детей? Они должны получать от работы удовольствие, а не бояться педагога.
Через десять лет Татьяна Николаевна решила переехать в Тюмень. И забрала «Икар» с собой.
Стремящиеся к полету
Собрать детский цирковой коллектив — дело не из простых. Дети нередко перестают ходить в кружки: то у родителей денег не хватает, то ребенка загрузили в школе, а то у него просто пропал интерес. Но в «Икаре» таких проблем нет, три группы укомплектованы. Причина столь редкого явления проста: Татьяне Николаевне нужна постоянная команда.
Набор объявляется раз в четыре года, но кастинга нет. Главное в ребенке — желание развиваться.
— Конечно, с отбором было бы проще, потому что мы бы брали уже подготовленных детей. Но мы отказались от этой системы, потому что не раз обжигались, — объясняет режиссер. — Приходят два ребенка: один с физической подготовкой, второй — толстенький, ноги не тянутся, сутулится. Но у него горят глаза! Проходит время, и тот, которому, кажется, дай полгода, и он выйдет на сцену, остается на месте. А второй идет далеко вперед — худеет, сквозь слезы терпит растяжку, тренируется по шесть дней в неделю. Они стойкие и упертые, с ними в разведку пойти не страшно. Как мы понимаем, что какой-то ребенок наш? А так: один, ударившись, почесал голову и побежал дальше, а другой половину тренировки плачет и не успокаивается, сколько ни утешай.
Шесть тренировок по два часа в неделю — это стандартное расписание для юных циркачей.
Юбилейный год
Круглую дату отпразднуют 30 апреля во Дворце культуры «Нефтяник», «Икар» покажет большой концерт. Хотели поставить спектакль, но решили повременить, поскольку прошлый год для студии, как и для всех, был непростым.
— Костюмы я шью сама, а вот на декорации и оборудование нужны средства, — объясняет режиссер «Икара». — Они очень дорогие. Сейчас накопим и купим все необходимое.
В планах Татьяны Николаевны возобновить поездки в Крым — раньше коллектив «Икара» частенько отдыхал в доме режиссера, а по вечерам выступал перед туристами. Eще одна цель: найти подходящий зал. В ДК «Орфей» циркачи делят зал с гимнастами, а потому приходится каждый раз снимать свое оборудование — кольца, стоялки, трости…
Комплект медалей на Дельфийских играх
— У нас уже есть медали с этих соревнований, но надо пополнить коллекцию, — говорит Татьяна Лях. — Всегда думала, что если когда-нибудь мы получим бронзу, то это будет верх творчества. Помню, как мы в первый раз получили золотую медаль, тогда мне казалось, что все выступили лучше нас. В числе трех дипломантов нас не было, бронзу тоже не получили, серебро даже слушать не стала, разговаривала с человеком из Eкатеринбурга. Дошли до первого места. Говорю, давай послушаем, кто золото взял. И назвали нас! Девочки запрыгали на манеже, заплакали. Мой муж сидел позади меня, я его так обняла, думала, что на свой ряд перетащу.
В планах есть гастроли по Германии и Италии. Эстрадно-цирковую студию «Икар» еще в прошлом году приглашали за границу, уже шли переговоры, но потом началась пандемия. Кто знает, может, в юбилейном году повезет.
***
фото: Идет занятие в цирковой студии «Икар». ;